Отказ коалиции поддержать Закон об оппозиции будет означать, что она боится критики – Шуфрич

8 апреля 2015, 10:35
Этот документ был принят в первом чтении ранее по требованию тех, кто сейчас представляет парламентское большинство, напомнил нардеп

Нестор Шуфрич. Фото из архива "Сегодня"

В оппозиции уверены, что непринятие Радой Закона об оппозиции будет означать боязнь нынешней власти оппозиционной критики. Об этом с трибуны Верховной Рады заявил нардеп от "Оппозиционного Блока" Нестор Шуфрич.

"Сегодня будет рассматриваться законопроект 0948 про парламентскую оппозицию", – сказал он, напомнив, что документ был принят в первом чтении ранее по требованию тех, кто сейчас представляет парламентское большинство, но теперь профильный комитет предлагает его отклонить.

Реклама

"У меня вопрос к профильному комитету... Это цинизм!" – подчеркнул Шуфрич. По мнению нардепа, это демонстрирует одно: "Власть боится оппозицию".

Он напомнил, что законопроект получил положительное заключение венецианской комиссии.

Как известно, сегодня в повестке дня – законопроект №0948 "О парламентской оппозиции", подготовленный группой депутатов во главе с Вадимом Новинским.

Реклама

Прошедший уже первое чтение документ определяет основы работы парламентской оппозиции, в том числе порядок ее образования, права на представительство в руководстве Верховной Рады и других органов госвласти, образования оппозиционного правительства и осуществления парламентского контроля. За основу законопроект приняла Верховная Рада еще предыдущего, седьмого созыва. Но из-за досрочных выборов рассмотреть документ во втором чтении парламент уже не успел.

Авторы законопроекта также предлагают отдать оппозиции пост первого заместителя председателя Верховной Рады, а также право на руководство комитетами: свободы слова и информации; законодательного обеспечения правоохранительной деятельности; прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений; бюджета; регламента, депутатской этики и обеспечения деятельности Верховной Рады Украины; правовой политики; предпринимательства, регуляторной и антимонопольной политики; социальной политики и труда; топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности; аграрной политики и земельных отношений; здравоохранения; науки и образования. В комитетах, которые не возглавляют представители оппозиции, оппозиционные народные депутаты имеют право на должности первых замов. При этом должности распределяются с учетом принципа пропорционального представительства депутатских фракций в Верховной Раде.

Кроме того, парламентская оппозиция выдвигает кандидатуры в руководство ряда госорганов. Председатель, его заместитель и секретарь Счетной палаты и четыре контроллера назначаются Верховной Радой по представлению оппозиции, а первый заместитель председателя Счетной палаты и три контролера – по представлению парламентского большинства. В Совет Национального банка Украины Рада назначает четырех членов – по представлению оппозиции, трех – по представлению большинства. Два члена Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания также назначаются парламентом по представлению оппозиции, два – от парламентского большинства. В Высший совет юстиции один член назначается по представлению оппозиции, два – по представлению парламентского большинства. Кандидатуру председателя Госфинмониторинга также выдвигает оппозиция, а первого заместителя и двух заместителей назначает премьер.

Реклама

Количество кандидатур от парламентской оппозиции при формировании персонального состава государственных органов определяется с учетом принципа пропорционального представительства депутатских фракций.

Кроме того, оппозиция формирует Оппозиционное правительство, которое проводит постоянный мониторинг деятельности Кабинета Министров, других органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также контролирует разработку проекта Госбюджета. Глава Оппозиционного правительства имеет право принимать участие в заседаниях Кабинета Министров Украины.

На заседаниях парламента уполномоченный представитель оппозиции имеет право на выступление до 5 минут по любому вопросу повестки дня. Один день в течение сессии отводится для рассмотрения вопросов, определенных парламентской оппозицией, которые включаются в повестку дня без обсуждения и голосования.

В парламентскую оппозицию входят фракции и отдельные депутаты, которые не вошли в парламентское большинство и подали заявления о переходе в оппозицию, при этом они не согласны с официальным политическим курсом парламентского большинства и Кабинета Министров Украины. Если депутаты или фракции не вошли в большинство, но и не заявили о вхождении в оппозицию, оппозицией они не считаются.

Впрочем, несмотря на то, что в первом чтении законопроект получил поддержку зала, ко второму профильный комитет рекомендовал его вообще отклонить. В парламентском большинстве уверены, что для оппозиции достаточно лишь изменений в регламент Верховной Рады, которые они и предлагают в обозримом будущем подготовить.