Оппозиции не дали прав, а на заседании комитетов кидали бутылки и едва не подрались. Как прошел день в Раде

8 апреля 2015, 20:24
Вопрос о создании временной спецкомиссии по расследованию коррупции в кабмине предстоит решать голосованием

День в Раде выдался насыщенным. Фото: AFP

Несмотря на довольно необширную повестку и сокращенный пленарный день, сегодняшнее заседание Верховной Рады выдалось весьма ярким. Во второй половине дня нардепы даже едва не подрались.

НЕ ДАЛИ ПРАВ. Правящая коалиция категорически отказалась поддержать закон о парламентской оппозиции. Законопроект №0948 был отклонен по рекомендации профильного комитета на этапе второго чтения, – депутаты от большинства даже не захотели обсуждать и голосовать за объемный пакет поправок к нему, предпочтя поскорее избавиться от неприятной им инициативы.

Реклама

Ирония судьбы заключается в том, что в свое время за принятие данного документа еще в Верховной Раде минувшего созыва больше всех ратовали именно те, кто сейчас получил власть, напоминает нардеп от "Оппозиционного блока" Нестор Шуфрич.

Кстати, наличие закона об оппозиции – не украинское изобретение, он действует в большинстве цивилизованных стран, напоминают в "Оппозиционном блоке". В случае его принятия у тех, кто не согласен с курсом нынешней украинской власти появились бы реальных возможности контроля ее действий: в парламенте за оппозиционерами бы "закрепили" пост первого вице-спикера, а также право на руководство комитетами по свободе слова, правам человека, национальным меньшинствам и межнациональным отношениям; бюджету; регламенту, депутатской этике и обеспечению деятельности ВР; правовой политике; предпринимательству, регуляторной и антимонопольной политике; социальной политике и труду; топливно-энергетического комплексу, ядерной политике и ядерной безопасности; аграрной политике и земельных отношениям; здравоохранению; науке и образованию.

Кроме того, парламентская оппозиция получила бы возможность выдвигать кандидатуры в руководство ряда госорганов. Председатель, его заместитель и секретарь Счетной палаты и четыре контроллера назначались бы Верховной Радой по представлению оппозиции, а первый заместитель председателя Счетной палаты и три контролера – по представлению парламентского большинства. В Совет Национального банка Украины Рада назначала бы четырех членов – по представлению оппозиции, трех – по представлению большинства. Два члена Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания также назначались бы парламентом по представлению оппозиции, два – от парламентского большинства.

Реклама

Наконец, за оппозицией могло быть законодательно закреплено право формировать Оппозиционное правительство, которое проводит постоянный мониторинг деятельности Кабинета Министров, других органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также контролирует разработку проекта Госбюджета. Глава Оппозиционного правительства получил бы право принимать участие в заседаниях Кабинета Министров Украины.

"У меня возникает вопрос относительно выводов профильного комитета. Он определил, что этот закон не может быть принят, поскольку права оппозиции должны быть определены отдельными нормами закона о регламенте Украины. Но это цинизм, потому что Юрий Мирошниченко подал проект соответствующих изменений в закон о регламенте, который, в свою очередь, был возвращен регламентным комитетом и снят с регистрации в качестве альтернативного закону №0948. Такие манипуляции сегодня означают только одно – власть боится контроля оппозиции и общественности", – говорит Шуфрич.

Впрочем, по словам парламентария, сдаваться оппозиционеры не намерены: в ближайшее время ими будет разработан и внесен новый законопроект, сообщил Шуфрич, отвечая на вопрос корреспондента "Сегодня.ua".

Реклама

КИДАЛИ БУТЫЛКИ. Но самым горячим событием сегодняшнего дня в парламенте стало совместное заседание комитетов по противодействию коррупции и по законодательному обеспечению правоохранительной деятельности. Накануне, напомним, его потребовал созвать спикер ВР Владимир Гройсман, – после того, как нардепы в очередной раз едва не сорвали пленарное заседание, заблокировав трибуну.

Поводом для "мятежа" стало желание нескольких внефракционных депутатов, а также частично примкнувших к ним радикалов и одного "порошенковца" срочно создать в парламенте Временную специальную комиссию для расследования обвинений экс-главы Госфининспекции Николая Гордиенко в адрес Кабмина. Тот, якобы, усмотрел в действиях премьер-министра Арсения Яценюка признаки коррупции – о чем не преминул рассказать в эфире одного из политических ток-шоу.

Свои обвинения Гордиенко повторил и на заседании комитетов, впрочем, несмотря на неоднократные просьбы народных депутатов предъявить что-либо, кроме слов, хотя бы – назвать фамилии руководителей госкомпаний, которых он подозревает в нарушении закона, тот этого не сделал.

В отношении обвинений бывшего главного фининспектора в правительстве было проведено служебное расследование, сообщила депутатам первый заместитель министра юстиции Наталья Севостьянова. По ее словам, большинство фактов, о которых говорил экс-чиновник, касаются злоупотреблений времен правительства Николая Азарова. Кроме того, Гордиенко и сам, похоже, нарушил закон.

"4 марта Николай Гордиенко был отстранен с должности главы Госфиниспекции. Этот орган не является антикоррупционным, он устанавливает финансовые нарушения на госпредприятиях и должен выполнять поручения правительства и премьер-министра касательно этих проверок. Служебное расследование установило, что Гордиенко не выполнил более трети поручений КМУ, где могли быть зафиксированы факты коррупции", – сообщила Севостьянова, добавив, что в том числе это касается КБ Антонов и "Укрспирт".

"70% предприятий вообще не проверялись Гордиенко. Неизвестно, почему он решил, что именно они не должны были быть проверены?" – отметила замминистра юстиции.

В итоге депутаты так и не смогли определиться, создавать им ВСК или ограничиться рабочей группой двух комитетов по парламентскому контролю над расследованием, поскольку фактов-то в отношении Яценюка нет.

"Отождествление 7,8 млрд убытков (именно такую цифру назвал Гордиенко – ред.) и имени Яценюка – это миф, ложь. Хороший руководитель не тот, у кого нет обнаруженных фактов коррупции, а тот, кто сам их выявляет, у кого происходит очищение системы", – заявил лидер Блока Петра Порошенко Юрий Луценко.

В итоге антикоррупционный комитет проголосовал за создание временной специальной комиссии, а комитет по законодательному обеспечению правоохранительной деятельности – за комитетскую рабочую группу.

Как сообщили "Сегодня.ua" народные депутаты Сергей Каплин и "свободовец" Андрей Ильенко (внефракционный), итоговое решение – все же рекомендовать ВР создание временной специальной комиссии. "Профильный комитет (по противодействию коррупции – ред.) рекомендовал создание временной специальной комиссии", – сказал Ильенко. Это же подтверждает и Каплин.

При этом Ильенко опасается, что из-за того, что второй комитет принял другое решение, будут попытки манипуляций для того, чтобы все же не создавать ВСК.

Отвечая на уточняющий вопрос, будут ли "свободовцы" завтра блокировать трибуну парламента, как грозились во вторник, Ильенко заметил: "Будем смотреть по ситуации".

В свою очередь глава комитета по законодательному обеспечению правоохранительной деятельности Андрей Кожемякин пояснил нам, что "решать будет зал", а комитеты только рекомендуют, и в зал на голосование будут выноситься оба предложения – и по созданию ВСК, и по созданию рабочей группы.

Он напомнил, что для создания ВСК необходимо минимум 350 голосов нардепов.

Впрочем, даже не обвинения в коррупции и не борьба за ВСК едва не привели к драке на заседании комитетов. В жарком споре (а руководству комитетов то и дело приходилось одергивать коллег, потому что те переходили на крик и взаимные оскорбления) с радикалом Игорем Мосийчуком нардеп Борислав Береза нелестно высказался о лидере Радикальной Партии Олеге Ляшко. Нецензурное оскорбление не участвовавшего в заседании Ляшко грозило перерасти в драку: Мосийчук запустил в оппонента бутылкой с минералкой, но та упала, не причинив никому вреда.

После завершения заседания депутаты столкнулись в коридоре.

- Повтори то, что ты сказал! А ну повтори, – Мосийчук пошел на Березу. Но другие депутаты вовремя успели их разнять.