Операция "Абромавичус": Кто мог организовать демарш министра экономики и чего хочет Запад

5 февраля 2016, 10:25
Ключевым в скандале был не сам демарш министра экономики, а быстрая и жесткая реакция западных послов

Демарш министра. Скандал от Абромавичуса напомнил бурный выпад Александра Зинченко в 2005-м

Для тех, кто любит скандалы в политике, это была замечательная неделя. Демарш министра экономики и нашумевший французский фильм о Майдане полностью затмили собой такие немаловажные события, как голосование за изменения в Конституцию и визит президента в Германию.

СИГНАЛ 11-ТИ. Особенно постарался министр экономики Айварас Абромавичус. Его яркое заявление об отставке было красиво уложено в одну упаковку с обвинениями против "серого кардинала" Банковой и парламента Игоря Кононенко, а потом усилено оперативным заявлением послов западных государств. В связи с разгоревшимся скандалом Кононенко вчера даже заявил о снятии с себя полномочий первого заместителя председателя фракции БПП на период расследования.

Реклама

По сценарию демарш Абромавичуса напомнил многим осень 2005-го, когда уже покойный госсекретарь Александр Зинченко подал в отставку, обвиняя во всех смертных грехах "любых друзив" президента Виктора Ющенко (среди них, кстати, и нынешнего президента, а тогда — секретаря СНБО, Петра Порошенко).

Демарш 2005-го имел быстрые последствия в виде почти одновременной отставки Петра Порошенко и премьера Юлии Тимошенко. У демарша ­2016-го быстрых последствий нет, но очень вероятно, что он все же станет катализатором системных сдвигов в украинской политике.

Какова была главная цель выступления Абромавичуса? Вполне возможно, он громко хлопнул дверью, чтобы тут же оказаться в новом политическом проекте Михеила Саакашвили в качестве одного из героев борьбы с коррупцией. Но это не все.

Реклама

Ключевым в скандале 3 февраля был не сам демарш министра экономики, а быстрая и жесткая реакция западных послов. Все, кто знаком с дипломатической практикой, знают, что ни один посол не может подписаться под каким-либо заявлением самостоятельно — он должен согласовать его со своим министерством, а в случае серьезного политического заявления — с правительством.

Заявление 11-ти западных послов появилось спустя три часа после брифинга Абромавичуса. А теперь внимание — вопрос: сколько нужно времени 11-ти послам государств, для которых внутренние дела Украины далеко не главный приоритет, чтобы согласовать текст заявления и подпись под ним? При самой оперативной работе всех служб — неделя.

Вероятно, демарш министра экономики и его поддержка 11-ю послами являются заранее спланированной акцией, причем спланированной не Абромавичусом и Саакашвили за бутылкой вина в киевском ресторане.

Реклама

Эта акция — предупреждение Порошенко от Запада. Причем предупреждение не насчет коррупции — ну кто всерьез поверит, что Вашингтон, Брюссель, Берлин, Париж и Рим вместе вдруг озаботились тем, что Кононенко расставляет (или якобы расставляет, ничего ведь не доказано) "смотрящих" по министерствам?!

Все названные центры мировой политики интересуются Украиной только в одном контексте — Минских соглашений. И вот здесь надо искать настоящий ответ.

ВОЗВРАЩЕНИЕ В "МИНСК". Вот когда стоит вспомнить о том, что в понедельник Петр Порошенко съездил в Берлин. Причем встречался не только с Ангелой Меркель, но и со спецпредставителем французского президента.

По итогам визита появился скупой комментарий Банковой с несколькими общими фразами. Но уже на следующий день Меркель говорила по телефону с Путиным — и сказала о необходимости провести выборы на Донбассе. В тот же вторник в Киев прибыли депутаты Бундестага, которые объяснили украинским коллегам, что нужны изменения в Конституцию и все те же выборы на Донбассе.

Запад однозначно дал понять украинской власти, чего от нее ждут и что может быть в случае невыполнения Минских соглашений. И теперь уже задача президента — добиться их выполнения.

СДЕЛАЕТ ЛИ РАДА ХАРАКИРИ. Все понимают, что главное препятствие на пути Минских соглашений — нынешняя Верховная Рада.

Украинские депутаты всегда были и будут конформистами. Они могут принять откровенно антисоциальный бюджет, чтобы не встречать Новый год в парламенте, или втихую проголосовать за дополнительные расходы "на себя любимых", против которых публично борются.

Но для каждого из них есть предел конформизма. Для полутора сотен депутатов правых фракций — это компромисс с Донбассом, на котором настаивает Запад. Безусловно, в ближайшие месяцы будут сделаны попытки расширить зону конформизма трех десятков депутатов материальными стимулами — проще говоря, их будут пытаться перекупить, чтобы собрать 300 голосов за децентрализацию и особый статус Донбасса. Но если денег не хватит или неподкупных окажется слишком много, останется одно — перевыборы парламента.

О том, что БПП уже готовится к выборам в сентябре, на этой неделе говорили в открытую. Конечно, такие заявления могли делаться для шантажа "Народного фронта". Но и объективная реальность ведет к тому, что к осени выборы могут стать неизбежными.

МАСКИ ГЛУПОСТИ. Насколько успешными будут пиарщики власти — это уже зависит от них самих. Главное — чтобы они не делали глупостей, подобных тем, которые на нынешней неделе сделало украинское посольство во Франции.

Скандал вокруг нашумевшего французского фильма "Украина: маски революции" заставил многих дожидаться русского перевода, чтобы узнать, о чем же там речь. За первые сутки у любительской русскоязычной версии фильма на "Ютубе" было 330 тысяч просмотров. И обеспечило этот пиар посольство Украины, обратившись на Canal+ с пожеланием не показывать фильм.

Такое обращение мог написать только человек, не знающий Францию, — страну, в которой возможны и карикатуры на Аллаха, и публикации в защиту ИГИЛ. "Маски революции" отразили точку зрения на Майдан как на "националистическую революцию", которую поддерживает и часть украинского общества, и часть Европы, — а потому французы считают, что она должна быть представлена наряду с версией нынешнего официального Киева.

Посольство могло выступить с протестом, если бы фильм был направлен против Украины как государства. В случае же с "Масками" лучшее (с точки зрения украинской власти), что могло сделать посольство, — промолчать, чтобы не делать дополнительного пиара.

"Братание" Кабмина

Вчера на внеочередном заседании Кабмина неожиданно произошло "братание" министров, которые ранее подали в отставку. Они отозвали свои заявления. Так, в правительство вернулись глава Минздрава Александр Квиташвили, министр информполитики Юрий Стець, глава Минагрополитики Алексей Павленко и глава Мининфраструктуры Андрей Пивоварский. Абромавичус же свое заявление пока не отозвал. "Внушение наших западных друзей не прошло даром, и сейчас идет демонстрация стабилизации ситуа­ции", — пояснил политолог Владимир Фесенко.