Олесь Бузина: Резоны Януковича

21 сентября 2011, 07:28
Дело — труба: суть газового конфликта в том, что президент Украины требует к себе уважения от Москвы.

Потребовав пересмотра газовых соглашений Тимошенко, Янукович неожиданно оказался настоящим украинским буржуазным националистом, фото ИТАР-ТАСС

Несмотря на эмоциональное заявление пресс-службы премьер-министра Азарова, что выгоднее будет разобрать газотранспортную систему Украины на металлолом, чем продолжать эксплуатировать ее после введения в строй "Северного потока" и повышения цены на газ для украинских потребителей, готовящийся визит главы украинского правительства в Москву и запланированный вслед за ним аналогичный вояж президента Януковича, демонстрирует, что Банковая ищет выход из щекотливой ситуации. Причем, щекотливой, как для Банковой, так и для Кремля.

А искать выход надо и немедленно, так как набирающая обороты газовая война между Украиной и Россией и сопровождающая ее война информационная может привести к куда более неприятным последствиям для двух стран, чем сулили подобные конфликты в прошлом, когда президентом Украины был Виктор Ющенко, а премьером — Юлия Тимошенко.

Реклама

Впрочем, "куда более неприятные" — это дипломатический оборот. Украина и Россия в нынешней геополитической ситуации занимают ту же роль, что и Советский Союз и Югославия после Второй мировой войны. Югославией и СССР правили "братские" коммунистические режимы. А в Киеве и Москве сегодня — аналогичные по степени идеологической близости и происхождению элит — постсоветские. Конфликт Тито со Сталиным в 1948 г. по вопросу, как дальше развивать мировую социалистическую систему, в перспективе привел к краху и Югославию и Советский Союз. Югославия нашла временный выход в сближении с Западом, а СССР — в гордом сознании своей идейной "правоты". Но ни той, ни другой стране это не помогло. Сегодня обе амбициозные спорщицы стали достоянием истории.

Можно понять логику россиян. Да, Украина — и в прошлом, и ныне достаточно непрогнозируемый партнер. Да, наша страна разделена и политически, и идеологически — одна ее часть смотрит на Восток, другая — на Запад. Но нужно понять и логику президента Януковича, когда он, подобно Лукашенко в прошлом, решился пойти на обострение отношений с Россией по цене на газ и заявить публично о курсе Украины "на Европу".

Думаю, и сам Янукович, и его окружение, которое критики называют на своем сленге "коллективным Януковичем", а я бы именовал так, как это принято в цивилизованном мире, "командой президента", не имеют в глубине души иллюзий по поводу евроинтеграции. Тот, кто внимательно прочел статью Виктора Федоровича "Наш путь только начинается", посвященную провозглашению курса в Евросоюз, заметил, что заканчивается она фразой, пронизанной скрытой иронией: "Лет через десять Украина будет в Европейском Союзе... Я в этом убежден". Но через десять лет Украиной будет править совсем другой президент, даже если Янукович останется на своем посту на второй срок! Иными словами, при своем президентстве автор статьи никакого членства в Евросоюзе Украине с полной уверенностью НЕ ОБЕЩАЕТ.

Реклама

Можно расценивать внезапные для его избирателей евроинтеграционные устремления Януковича как ошибку, а можно как, не побоюсь такого определения, замечательную "европровокацию" — случайную или преднамеренную, другой вопрос. Виктор Федорович бросается в Брюссель с открытой душой, а ему отвечают: ТОЛЬКО ПОСЛЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ ТИМОШЕНКО!

Опять-таки можно не верить заявлениям того же Януковича, что он не причастен к судебной одиссее Юлии Владимировны и подозревать его в инспирировании "газового дела" против нее. Но президент неоднократно публично заявлял, что не давит на суд и глубоко опечален фактом нахождения экс-премьер-министра в тюрьме, вытащить откуда ее, по Конституции, он не имеет права.

Таким образом, чиновники Евросоюза, отстаивая Тимошенко, требуют от Януковича наплевать на европейские ценности разделения трех ветвей власти, проявить силу, хамски надавить на суд и стать, с точки зрения тех же европейских ценностей, диктатором и тираном. По крайней мере, если бы любой президент страны-члена Евросоюза был уличен в давлении на суд, он получил бы импичмент и лишился своего кресла. Так к чему же подталкивает Виктора Федоровича Запад и кого он хочет активизировать в нем? Демократического президента? Или авторитариста? Похоже, Европа сама попала в идеологическую ловушку и выставила наружу тщательно скрываемые под оболочкой демократической риторики двойные стандарты.

Реклама

Но что же все-таки заставило президента Украины шатнуться в сторону двоедушных брюссельских господ? Отсутствие реального прогресса в российско-украинских отношениях! Харьковские соглашения были прекрасным прологом. И в какой-то мере авансом современной России с украинской стороны. Они навсегда покончили с неопределенностью в вопросе аренды Севастополя и базирования Черноморского флота. Многие аналитики не советовали Януковичу подписывать договор на первом же году правления, сохранив этот козырь до президентских выборов.

Однако Виктор Федорович, победивший "оранжевую чумку", (а кто станет спорить с тем, что он ее все-таки победил?) проявил добрую волю, потому что терять время не следовало. Слишком уж тяжелое экономическое наследие оставило правление закадычных майданных друзей Тимошенко и Ющенко.

Почему нынешние критики Януковича не говорят о том, что мыши прогрызли дыру в бюджете еще при Кабмине Тимошенко? Курс на вступление в ВТО, открытие границ для дешевого импорта, коллекционирование траншей МВФ и бездумное кредитование потребительской горячки у населения (вспомните, кредит можно было получить даже на мобильный телефон!) и привели Украину к коллапсу оранжевой пирамиды в 2008 году, обвалу гривни и пресловутым газовым соглашениям в 2009-м, за которые г-жа Тимошенко расплачивается здоровьем, а пан Ющенко, изгнанный даже из собственной партии, позором.

Именно это "наследие" и разгребает сегодня новый президент и его правительство. Юлии Владимировне как женщине было достаточно для самооценки похвалы Путина, назвавшего ее "удобной". Для любого мужчины подобный эпитет означает не похвалу, а оскорбление, признание как минимум второсортности.

А Янукович хочет, чтобы в Москве его уважали, считались с ним, понимали, что он выиграл выборы без поддержки Кремля, что за ним стоит большая группа экономически заинтересованных "товарищей", каких за Юлией Владимировной "не стояло", и что все это требует реальных, выраженных в цифрах шагов, а не декларативных заверений во всеславянской дружбе до гроба. Тем более что гробом, повторюсь, для братьев-славян, такая "дружба" и закончится, если не перерастет в отношения пусть чуть более прохладные, но куда более прагматичные.