Охранники первых лиц: как возили Брежнева и спасали Горбачева от чемодана

14 января 2012, 09:08
У випов в СССР еду пробовали повар и врач, а одежду покупала охрана

С Кравчуком. Вакуленко (на фото — справа) всегда был рядом с первым президентом Украины, фото из личного архива

Завтра украинской "девятке" (Управлению государственной охраны Украины — охраняет президента, премьера, спикера; при Союзе эти функции выполняло 9-е управление КГБ) исполняется 20 лет. "Сегодня" пообщалась с людьми, стоявшими у истоков ведомства: генерал-майор Василий Вакуленко охранял сначала первого секретаря ЦК КПУ Владимира Щербицкого, а затем возглавил службу безопасности Леонида Кравчука. Полковник Иван Биленко был водителем Щербицкого, потом — заместителем начальника охраны первого президента.

ОХРАНА. В охрану Щербицкого Биленко попал в 1980-м. "Мне тогда было 30 лет. Я работал начальником производства автобазы ЦК. Ездил в Горький, Тольятти, привозил машины для детей членов Политбюро. Поэтому меня знали, в том числе и Щербицкий", — вспоминает Иван Андреевич. С водителем Щербицкий был на "ты". "Он пять лет называл меня на "вы". Потом перешли на "ты". Это уже означало полное доверие", — продолжает он.

Реклама

Поначалу охрана выполняла и функции обеспечения. "Продукты, одежда — все шло через нас. Скажем, в охрану Щербицкого входил начальник охраны, три приклекрепленных, два водителя, а также повар, сестра-хозяйка. Повар, например, был сержантом", — говорит Биленко.

Перед тем как блюдо подавали на стол, его пробовали повар и врач. "У нас были емкости, куда откладывали небольшую порцию каждого блюда и сутки хранили в холодильнике. Чтобы в случае чего сразу отдать на экспертизу", — рассказывает Василий Вакуленко. Случаев, чтобы кого-то из охраняемых лиц пытались отравить, охранники не припомнят. "Как-то нам привезли батоны с киевского завода, и повар, Борис Черный, попросил отложить 10 батонов сушиться. Сказал: "Будем делать панировочные сухари на котлеты". На следующий день разломали батоны, а оттуда вонь страшная. Стали выяснять в чем дело, вызвали людей с завода. Оказалось, батоны пекли из отсырелой муки, и в середине они вообще не пропеклись. Но это, естественно, было сделано не нарочно", — говорит Василий Федорович.

КОРТЕЖ. Жил Щербицкий на Банковой, на работу ходил пешком. По делам ездил на ЗИЛе. "Членов Политбюро возили на ЗИЛ-114 и 115. У кандидатов в члены Политбюро были такие же машины, но на метр короче. Из ЗИЛа можно было выжать максимум 220 км/час. Но нам запрещали превышать скорость: в городе ездили до 80 км, за городом — максимум 110", — говорит Биленко.

Реклама

Кортежем в то время еще не пользовались. Перед машиной Щербицкого ехала черная "Волга", где было два работника ГАИ. Когда машина подъезжала к светофору, они могли переключить свет с красного на зеленый, не покидая авто.

Машины советских руководителей поначалу не бронировали. В конце 80-х сделали два бронированных ЗИЛа-114 по просьбе Фиделя Кастро и Бабрака Кармаля. "Позже такой же появился и в гараже Леонида Ильича. Но использовали его редко — машина весила около 10 тонн (без брони — 3,5 т). Но уже Горбачев чаще ездил на бронированном ЗИЛе. Тогда уже началась перестройка, у людей стали появляться деньги. Можно было покупать оружие. Поэтому надо было усиливать безопасность первых лиц", — говорит Иван Андреевич (уже позже "броню" стали надевать и на руководителей — скажем, у Кравчука был плащ-бронежилет, но одел его лишь однажды. — Авт.).

В 1981—1982 гг. он возил и Брежнева, когда тот приезжал в Киев. "Брежневу в последние годы жизни запретили курить. И вот он садился в машину и говорил Биленко: "Ваня, покури. Дай хоть запахом насладиться", — вспоминает Василий Вакуленко. "Кстати, курить мне давали "Новость". Вообще это были дешевые сигареты, без фильтра. Но эти были с фильтром, удлиненные, там табак был хороший", — говорит сам "курильщик".

Реклама

Обычно советские руководители не давали водителям советов, как и куда ехать. "Это только Горбачев любил, — говорит Василий Вакуленко. — Однажды он сказал остановиться на Бессарабке. Вышел. Естественно, это было не запланировано, и охранных мероприятий там не проводили. И вдруг из толпы летит дипломат. Наш подполковник Денисов, как баскетболист, подпрыгнул, схватил чемодан и убежал с ним в переход метро. Мало ли, вдруг там бомба. Но там оказались какие-то чертежи".

КРАВЧУК. Леонид Кравчук, еще в советское время, сразу сел в "Волгу". "Тогда были такие времена… ГКЧП, по 100 тысяч человек собирались возле Верховного Совета, не знали, какой флаг вывешивать. Если бы Кравчук ездил на ЗИЛе — его бы перевернули. Поэтому начали с "Волги" — у нас были белая и черная "Волги". Чаще пользовались белой", — вспоминает Василий Вакуленко.

Спустя год президента пересадили на старый BMW, их брали в аренду в Германии. "Сначала была одна BMW, потом две. Но когда к нам приезжали делегации из других стран, мы возили их на ЗИЛах. Это супермашина. Ими все восхищались. Там семь человек рассаживались свободно", — говорит Вакуленко. А первым президентом, который стал ездить на "Мерседесе", был Леонид Кучма.

Кстати, первое, что сделал Кравчук, создав УГОУ, — подчинил себе лично свою службу безопасности (вообще охрана президента подчиняется начальнику УГОУ. — Авт.). "Дело в том, что когда в Крыму случилось ГКЧП, начали разбираться, как Медведев, начальник безопасности Горбачева, оказался в Москве. Оказалось, его вызвал туда Плеханов (начальник службы охраны КГБ. — Авт.). Поэтому Кравчук и решил подчинить службу безопасности себе. И начальник управления, Михаил Петрович Гайдук, тогда обиделся. А я ему говорю: "Вот если вам сейчас позвонит председатель совета министров, вы будете выполнять его команду?". "Конечно", — говорит. "Ну вот, а я не буду", — пояснил я", — вспоминает Вакуленко.

И он, и Биленко были вместе с Кравчуком в Беловежской Пуще. "Мы понятия не имели, зачем туда летим. Знал только Леонид Макарович.

А уже когда улетали, то команда "Аэрофлоту" была, что мы летим в Харьков. Горбачев ведь тогда был главнокомандующим Вооруженными Силами СССР. И боялись, что он может просто дать команду сбить самолеты. Поэтому мы дали информацию, что летим на Харьков, а потом повернули и сели в "Борисполе".

ЧП. Бывают в жизни охраны и внештатные ситуации. "Помню, в середине 90-х Кравчук уже баллотировался в народные депутаты. Были мы в одной из западных областей. И там "местные шутники" решили проверить мой профессионализм. Подбежал ко мне один, а мы уже в машину садились, и я его прямо на глазах у Кравчука положил. Это уже потом выяснилось, что это была "проверка", — улыбается Иван Андреевич.

Случаются и ложные тревоги. "Помню, были мы с Кравчуком в Верховном совете. И через 30 минут должны были ехать на Банковую. Звонит мне мой заместитель, говорит: "Слушай, там при повороте на Банковую заваруха, народ собрался, едьте по запасному маршруту". А мне, чтобы изменить маршрут, надо доложить президенту почему. В общем, говорю заместителю, что еще есть 20 минут, пускай выясняет, что там случилось. Оказывается, это проходил съезд писателей, в перерыв они вышли покурить и между собой продолжали спорить", — смеется Вакуленко.

Есть у охраны и свои хитрости. Например, если сотрудники УГОУ работают в толпе, то общаются друг с другом при помощи условных сигналов: "Например, пятому внимание на три". То есть пятому охраннику посмотреть направо (а если на девять — то налево — иными словами, по стрелкам часов).

ОТ ЩЕРБИЦКОГО – КОСТЮМ И КИНЖАЛ. От охраняемых лиц у охранников остались подарки. Брежнев вручил каждому по паре часов ЗИЛ. "А Щербицкий за день до смерти вызвал меня, подарил теплый охотничий костюм (я его, кстати, ни разу не надевал) и кинжал. Тогда мы с ним и попрощались. Владимир Васильевич вообще любил охоту. Чаще всего ходил на уток. Говорил: "Я их глаз не вижу — могу стрелять". А вот уже козу убить не мог. "Она так смотрит…", — говорил. А как он голубей любил! Если, не дай бог, он видел на дороге мертвого голубя, — все, на весь день настроение испорчено", — вспоминает его водитель Иван Биленко.

Охоту любил и Брежнев. "Но уже в 1981 году он не охотился. А ему как раз привезли из Италии в подарок уникальное ружье. И он говорит начальнику своей охраны Рябенко: "Дайте Ване, пускай выстрелит" (Биленко был водителем Брежнева, когда тот приезжал в Киев в начале 80-х. — Авт.). Я выстрелил. Убил трех уток. "Хорошее ружье", — говорю. "Ну вот, — расстроился Брежнев. — Подарили мне, когда я уже стрелять не могу". А когда за два месяца до своей смерти Брежнев приехал в Киев, то специально заехал в Залесье, чтобы его личная охрана могла поохотиться", — вспоминает Биленко.