Новый Верховный суд Украины: отбор, психологические тесты и прецеденты

18 ноября 2017, 07:03
Из 1,5 тысячи претендентов осталось 113, среди них 25% — новые люди

Фото: Николай Лазаренко/"Сегодня"

Президент Украины Петр Порошенко поставил точку в формировании Верховного суда, подписав указ о назначении 113 его судей. "Сегодня" узнала, что нужно для его запуска и с какими трудностями во время отбора столкнулись судьи.

Конкурс

Новый состав Верховного суда примечателен тем, что кандидаты впервые отбирались на открытом конкурсе.

Реклама

"Впервые от процедуры отбора судей были отстранены все политические партии и парламент. Очень важно, что от формирования судов отстранен и президент", — заявил Порошенко во время торжественного принятия присяги судьями.

Отметим, что впервые подаваться на конкурс могли не только люди с судебным опытом, но также юристы, адвокаты и даже ученые-правоведы. Сам отбор стартовал год назад. В ноябре 2016-го в электронном виде заявки подали 1436 претендентов. Правда, когда дело дошло до подачи документов, число кандидатов сократилось до 846, а после проверки их документов — до 653. Только в конце сентября этого года Высший совет правосудия, после всех проверок и конкурсов, вынес президенту представление о назначении судей, которое он и подписал в минувшую субботу.

Когда заработает

Как судебный орган, Верховный суд рассматривает тяжбы на самом высоком уровне, анализирует статистику и дает выводы по тем или иным действиям президента Украины. Кроме того, по новым правилам ВС будет создавать законодательные прецеденты — суды низших инстанций в противоречивых делах будут обязаны ориентироваться на решения ВС. Однако, несмотря на сформированный состав, свою работу он пока начать не может.

"Прежде всего нужно провести очень большую организационную работу. Так, нужно сформировать аппарат, который будет принимать дела и регистрировать их, — объяснил нам член Общественного совета добропорядочности, который проверял судей, Роман Куйбида. — Кроме того, нужно выбрать председателей судов внутри ВС и главу Верховного суда. Наконец, президент должен подписать новый Процессуальный кодекс, который недавно принял парламент, — он тоже регулирует работу ВС. По моему мнению, к рассмотрению дел Верховный суд раньше нового года вряд ли приступит".

Эволюция

По словам главы Высшей квалификационной комиссии судей Сергея Козьякова, с помощью конкурса удалось добиться того, чтобы каждый четвертый в новом составе ВС оказался человеком "не из системы". При этом он добавил, что новая форма отбора может стать фундаментом для конкурсов, например в Апелляционный или высшие специализированные суды.

Реклама

"Сегодня лучше, чем конкурсная система подбора кадров, не придумано. Она не исключает вероятность прохождения "своих" людей, но значительно снижает эти риски. Это позволяет зайти в Верховный суд профессиональным и, главное, действительно независимым от внешнего влияния специалистам", — добавляет юрист Татьяна Адрианова.

Впрочем, политолог Владимир Фесенко считает, что, несмотря на новую конкурсную систему, судебная система в Украине будет развиваться постепенно: "Не стоит ожидать революционных изменений, что сразу все поменяется. Все-таки в составе нового суда есть те судьи, которые выросли в судебной системе, сформированной в 1990-е и 2000-е годы, со всеми ее проблемами. Конечно, им нужно будет учитывать новые политические реалии и делать на них поправку. Так что процессы изменения судебной системы будут происходить эволюционно".

Тест на логику и 526 вопросов для определения психотипа

Новоназначенная судья Кассационного хозяйственного суда Ирина Булгакова рассказала нам, что цель попасть в Верховный суд она поставила уже достаточно давно.

"Еще в 2005 году меня рекомендовали на должность судьи хозсуда. Но тогда не было вакантных мест, я простояла в резерве три года, после чего документы вернули, — говорит Ирина. — В этот раз шла на конкурс уже как ученый-правовед — последнее время я читала транспортное право в Киевской государственной академии водного транспорта, была завкафедрой. До этого преподавала в Институте последипломного образования".

Булгакова отмечает, что самыми сложными во время конкурса оказались психологические тесты, которые кандидаты проходили на протяжении шести часов. Юрист и бывший и. о. министра экологии Анна Вронская, которая также прошла в ВС, согласна с коллегой — самыми сложными были именно психотесты.

Реклама

"В принципе все задания — и теоретические, и практические — были довольно сложными, так как такой конкурс проводится впервые. Но именно психологические тесты вызвали больше всего проблем — такого опыта ни у кого из претендентов не было. По крайней мере, я с таким в своей жизни не встречалась, — отметила она в разговоре с "Сегодня". — Их было всего четыре. Первый был на общие способности. Между собой мы его называли IQ-тест. Похожее испытание проходили сотрудники НАБУ и Нацбанка. В нем были собраны задания на общую логику. После этого были тесты, которые определяли профессиональную этику, добропорядочность, нулевую толерантность к коррупции. Последний тест, самый большой тест, по-моему, на 526 вопросов, касался личных качеств. Насколько я поняла, это было что-то вроде теста на психотип человека. И это была действительно большая нагрузка. Но это, наверное, и было залогом объективного результата — к такому тесту заранее подготовиться нельзя".