Надежды, страх и готовность воевать до конца. Как украинские политики, силовики и жители Донбасса оценивают "особый статус"

16 сентября 2014, 17:30
Депутаты раскололись на два лагеря, силовики опасаются усиления военной агрессии РФ, а местные жители боятся подвалов "ДНР"

Жители Донбасса по-прежнему боятся террористов. Фото: AFP.

Депутаты Верховной Рады во вторник, 16 сентября, поддержали президентские законопроекты об "особом статусе" для Донецкой и Луганской областей, а также об амнистии для тех, кто, начиная с марта, участвовал в пророссийских акциях и, более того, состоял в сепаратистских вооруженных формированиях. Последняя не распространяется, впрочем, на обвиняемых в особо тяжких преступлениях, в том числе в убийствах, изнасилованиях и захватах заложников, а также на тех сторонниках "ДНР" и "ЛНР", которые подозреваются в причастности к крушению малазийского "Боинга".

В свою очередь, "особый статус", действие которого продлится 3 года, предусматривает проведение досрочных местных выборов (Рада назначила их на 7 декабря 2014 г.), самое непосредственное участие этих новых местных властей в назначении "своих" прокуроров и судей. Также новоизбранные местные руководители смогут сформировать отряды "народной милиции".

Реклама

Особыми будут и политические и экономические отношения Донбасса с Россией: специальный режим "трансграничного сотрудничества" с ближайшими областями РФ и отличный от общеукраинского "режим хозяйственной и инвестиционной деятельности", также направленный на более тесное взаимодействие местных предприятий с соседом. Также ежегодно из бюджета Донецкая и Луганская область будут получать субсидии на восстановление и развитие, – причем, без возможности их урезать, руководствуясь новой политико-экономической конъюнктурой.

Наконец, жители Донбасса получат свободно использовать русский ("или любой другой язык") – в науке, образовании, делопроизводстве и работе госорганов.

ДЕПУТАТЫ. Принятие законов фактически раскололо украинский парламент. После завершения заседания часть парламентариев заявила о фальсификации голосования, поскольку оно проводилось при выключенном табло и в закрытом режиме.

Реклама

"Голосование за путинский проект "специального статуса", по настоянию Порошенко и Турчинова, состоялось в закрытом режиме. Беспрецедентно закрытом, невиданном ранее режиме. Во время голосования табло было мертвым, никто из депутатов не мог видеть, кто и как голосует. Лишь в конце высветилась цифра 277 – Турчинов объявил: закон принят. На всех предыдущих закрытых заседаниях табло показывало ход голосования. Результаты на сайте не оглашались, но депутаты все видели. Такого закрытого голосования в парламенте не было. Никогда. Янукович отдыхает", – возмутился в своем "Фейсбуке" народный депутат, экс-министр обороны Анатолий Гриценко.

В свою очередь, по мнению лидера фракции "Батькивщина" Сергея Соболева, закон об "особом статусе" "фактически легализует террористические организации "ДНР" и "ЛНР". "Но самое страшное (знаете, можно было бы пойти много на что), если бы был мир, но мира нет, и мы это видим", – заявил он нам.

Огромную опасность, по мнению парламентария, несет также и то, что президентский законопроект не предусматривает вывода российских войск с Донбасса – об этом там нет ни слова. "А без этого о каком мире говорить? Что касается выборов: я не понимаю, как они могут пройти. Потому что они могут пройти только по украинскому законодательству, но как вы себе представляете, как партия "Батькшивщина" или любая другая проукраинская партия будут проводить агитацию под контролем боевиков?" – задается вопросом Соболев.

Реклама

Против "особого статуса" высказалась и фракция "Свобода": по словам Олега Тягнибока, его однопартийцы не дали капитулянтским инициативам Порошенко ни одного голоса. "Из-за проголосованных сегодня законопроектов Донбасс превратиться в Приднестровье. Это закрепляются во всех пунктах проголосованных законов – от первого до последнего пункта. Все пункты говорят о потере территории", – заявил политик.

Иной позиции придерживаются в Партии регионов и среди коммунистов. Ради мира все средства хороши, и президенту лучше знать, как именно его можно достичь, заверили собеседники "Сегодня".

"Президент взял на себя ответственность о том, что это – путь к миру, и поэтому мы должны были его поддержать. Автор закона – президент Украины, и он знает больше о минских соглашениях. Что изменится на Донбассе? Надо у него спросить. Я не знаю. Президент взял на себя ответственность, что этот законопроект принесет мир. Мы голосовали за него, потому что мы же не можем препятствовать миру", – заявил народный депутат Борис Колесников.

По словам беспартийного нардепа Давида Жвании, ключевой плюс принятого закона – то, что он хотя бы закладывает основу урегулирования конфликта на Донбассе, ведь надо же с чего-то начинать. "Мы сегодня заложили начало для процесса о том, чтобы понять, как Донбасс дальше будет жить. Мы дали все демократические механизмы для того, чтобы эти решения принимались с местным населением. Люди, которые реально участвовали в насилии, не будут амнистированы. На местах сами разберутся, кто из них виновен – население на месте это определит вместе с украинской властью. Принятый закон об амнистии предполагает возможность, чтобы нас туда пустили, и мы начали диалог", – сообщил он в беседе с корреспондентом "Сегодня".

СИЛОВИКИ И АРМИЯ. У офицеров АТО и силовиков мнение о законе однозначное – отрицательное, многие называют его предательством. Тем более, что четкого понимания, как будет продолжаться сама антитеррористическая операция после вступления закона в силу, у них пока нет.

"От командования ничего не слышал. Не знаю, как мы будем действовать дальше, но однозначно, Луганск – это наша территория, наша родная земля. У меня в батальоне – 90% луганчан. Как мы можем ее сдать? Будем стоять до последнего", – заявил нам командир батальона "Луганск-1" Артем Витко.

Официальных комментариев от официальных представителей АТО "Сегодня" получить не удалось.

"Что касается Мариуполя, то принятие этого закона статус-кво не меняет. Мы как были приграничной территорией, которая подчиняется соответствующему постановлению Кабмина, так и остаемся", – заявил нам, в свою очередь, пресс-офицер Штаба "Обороны Мариуполя" Евгений Степаненко.

"Между войной и позором Верховная Рада сегодня выбрала позор. Но, перефразируя Черчилля, мы в итоге все равно получим не только войну, но еще и позор в придачу", – не скрывает своей негативной оценки закона военный эксперт, экс-замкоманудющего батальона "Азов" Игорь Мосийчук. По его информации, обстрелы позиций украинских войск со стороны боевиков не прекращаются несмотря ни на какие заявления о перемирии или принятии каких-либо законов. "И боевики останавливаться не собираются, а люди продолжают погибать", – добавляет он.

Опасность дальнейшей эскалации военного противостояния на Донбассе видит и советник министра внутренних дел Украины Зорян Шкиряк.

"Скажу как гражданин Украины, как патриот: я негативно оцениваю принятие этого закона и считаю, к сожалению, здесь имеют место быть открытые уступки Кремлю… Путин не остановится на этом, он и подконтрольные России боевики будут и дальше пытаться расширить зону влияния, зону, подконтрольную агрессору, и, к сожалению, мы и дальше будем вынуждены воевать", – сказал он "Сегодня".

"Я двумя руками за мир, и, безусловно, я бы очень хотел, чтобы он пришел на украинскую землю, но есть вопрос цены. И теперь очень много возникнет логичных и правильных вопросов, за что же на самом деле погибали наши герои в Донецкой и Луганской областях. И мне бы тоже, как гражданину, хотелось бы услышать на них ответ. Те люди, которые там погибали, они погибали за единую Украину, а не за какой-то особый статус и, тем более, не за амнистию тем, кто с оружием в руках воевал против Украины", – добавляет собеседник издания.

По мнению Зоряна Шкиряка, после принятия закона может серьезно возрасти и опасность для тех патриотов, которые сейчас остаются на Донбассе: "Фактически они могут стать и, возможно, увы, станут объектами преследований и репрессий со стороны террористов".

Наконец, неопределенность ситуации на Донбассе, часть территории которого фактически будет контролироваться сепаратистами, серьезно ударит по европейским перспективам Украины. "Мы еще не одно десятилетие будем идти к тому, чтобы стать полноправным членом ЕС. Потому что вряд ли кто-то будет принимать страну, которая имеет на своей территории локальный и постоянно действующий вулкан конфликта", – говорит Шкиряк.

ДОНБАСС. У донецкого губернатора Сергея Таруты пока президентскую инициативу не комментируют.

Мэр Донецка Александр Лукьянченко, в свою очередь, закон поддержал: "Любой шаг к миру, любой поиск выхода из нынешнего положения – на пользу жителям Донбасса. Сейчас действует принцип, что самый плохой мир лучше хорошей войны", – сообщил он изданию "УРА-Информ. Донбасс".

Однако жители Донецка неоднозначно восприняли подобное решение и все же надеются на полный мир.

"Мы уже рады всему: особому статусу, различным перемириям, хоть самому черту рады – лишь бы в городе была тишина, и не стреляли из артиллерии, – заявил дончанин Михаил. – Сейчас миллионный город превратился в военную базу, а мирные жители стали заложниками ситуации. К примеру, идешь на рынок за хлебом, а перед тобой по дороге проезжают танки. Ну, куда это годится?".

Горожане говорят, что все закончиться только тогда, когда из города исчезнут вооруженные люди, а пока – скучают по милиции и стараются быть осторожными.

"Закон об особом статусе ничего не даст, – рассказывает дончанин Виктор. – Вряд ли все вот так само собой рассосется. Думаю, что боевые действия в Донецке не прекратятся до тех пор, пока на территории города находятся люди с оружием – я имею в виду вовсе не правоохранителей. Вот раньше была милиция, и можно было спокойно ходить по городу. Пусть их все недолюбливали, но они делали свою работу. А сейчас идешь и оглядываешься по сторонам, ведь могут обвинить во всех смертных грехах и увезти окопы копать".

Также дончан взбудоражили заявления о том, что территория, которая находится под контролем так называемых "ДНР" и "ЛНР", будет обнесена укреплениями.

"Из нас хотят сделать гетто, – возмущается эитель Донецка Виталий. – Только из-за того, что пара тысяч бабулек выходили на площадь, призывали вернуться в СССР, а после ходили на "референдум". Есть и те, кто всю свою жизнь лоботрясничали, а теперь уповают, что придет новая власть и все сразу станут хорошо жить. Сепаратисты приговорили всех нас к жизни "строгого режима", увы, они так и не поняли что натворили. Боюсь, это будет тюрьма областного масштаба. Большинство жителей Донецка против "ДНР", но теперь дончане не могут говорить об этом открыто – сразу заберут в подвалы".