НАБУ пытается доказать причастность к "делу о рюкзаках" сына Авакова

6 ноября 2017, 04:58
Сами обвиняемые в так называемом "рюкзачном деле" как никто заинтересованы в проведении суда

Специализированная Антикоррупционная прокуратура требовала для подозреваемых по другому делу – и содержания под стражей, и огромного – по пять миллионов гривен – залога. Но суд не нашел оснований для этого и ограничился взятым обещанием никуда не уезжать. Зато политический резонанс вокруг так называемого "дела о рюкзаках" – огромный. Национальное антикоррупционное бюро обвиняет людей, чьи действия уже проверены и генпрокуратурой, и контрольно-ревизионным управлением. И пытается доказать причастность к сделке сына главы МВД Арсена Авакова. В ведомстве утверждают, что это политическая попытка дискредитировать и министерство, и министра. Так почему детективы молчали три года? И хватает ли доказательств? 

Февраль прошлого года. В Интернете появляется видео, датированное якобы декабрем 2014-го. На кадрах двое. По голосу якобы заместитель министра внутренних дел Сергей Чеботарь и сын министра МВД Александр Аваков. Говорят о закупке рюкзаков для Национальной гвардии.

Реклама

Военная прокуратура открыла дело в 2015-ом. Заместитель МВД и Аваков-младший в нем не фигурировали. В апреле 2016-го дело фактически вырвало из рук прокуратуры антикоррупционное бюро. НАБУ, получив доступ к складам полиции, не выдвинуло ни претензий, ни подозрений. Казалось, что "рюкзачное дело" если не попадет в дальний ящик, то точно разваливается на глазах. Но сам процесс не прекращали.

По мнению следствия, в кабинете заместителя министра внутренних дел в интересах некоего Владимира Литвина о закупках рюкзаков вне тендера якобы договаривается сын главы ведомства Александр Аваков.

Но экс-заместитель министра Сергей Чеботарь, которого и подозревают в сомнительной сделке, утверждает: разговор о рюкзаках был. Но не с человеком с фамилией на букву "А". Да и со временем разговора получилась промашка.

Реклама

"Этот разговор, который они показывают в этом фейке, был в октябре месяце. Но и здесь НАБУ просто перекручивают эти факты. Ни в октябре, ни в ноябре, ни в декабре, ни в феврале, ни в январе мы не купили ни одного рюкзака", – говорит он.

Рюкзаки купят позже. Но следствие посчитает, что фирма, принадлежащая Владимиру Литвину, пошила некачественные изделия. Мол, провели экспертизу 40 рюкзаков, у кого – не скажем: тайна.

Министерство внутренних дел неоднократно обращалось к независимым экспертам для проведения экспертизы злополучных рюкзаков. Все результаты были положительными.

Реклама

Кроме невнятных претензий к качеству, следствие считает, что, мол, и цена закупки – завышена.

Но бывший заместитель министра утверждает: МВД обращалось к соответствующим органам – оценить закупку. Претензий ни у кого не было.

"Нам генеральная прокуратура подтвердила, что – после проверки – что нарушений никаких не было при закупке этих рюкзаков", – говорит Чеботарь.

Акт КРУ, где написано, что никакого ущерба для государства через закупку рюкзаков не было нанесено. Никаких нарушений в проведении тендера. Откуда это сегодня вдруг возникает

Этот вопрос волнует всех участников процесса. Почему "рюкзачное дело" нагнетают именно сейчас, после почти трех лет молчания? И какая связь между Александром Аваковым и предпринимателем, который взялся изготовить рюкзаки?

Кстати, к самому видео – вопросов не меньше. Самый главный – его происхождение.

В 2015-м тогда еще заместитель министра внутренних дел Сергей Чеботарь обнаружил у себя в кабинете записывающее устройство, в просторечии – жучок. Позже станет известно: его установило главное управление по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Центрального управления СБУ. Официально это контрразведывательное дело №808. Что на самом деле снимали – следствие не разглашает.

"В моем кабинете, когда выявили все эти жучки, я видел эту запись. Там этого тоже не было. И потому что если бы оно сразу было бы, то его надо было сразу использовать" ,- рассказал он.

В специализированной прокуратуре убеждают: видео получили из первоисточника. Правда, в рамках какого дела проводились съемки, – называть отказываются: дело – засекречено.

Тогда почему видео держали в тайне почти три года? Не углядели криминала? Или ждали нужный момент?

"Оно абсолютно поддельное. Там масса наложенных эффектов, склеек, переклеек. Я – не технический специалист, но даже любому человеку невооруженным глазом видно, что это – смонтированная, срежиссированная работа", – утверждает Александр Аваков.

Пикатная ситуация: в 2017 году Национальное антикоррупционное бюро размещает тендер на закупку… сорока двух лыжных костюмов. По цене каждого почти пять тысяч гривен. Возможно – чтобы преследовать коррупционеров на горнолыжных курортах. И что интересно: закупает НАБУ эти костюмы у того самого Владимира Литвина, которого подозревают в продаже Нацгвардии неправильных рюкзаков по завышенной цене.

Спецпрокуроры ничего зазорного не видят.

На неделе трех подозреваемых в "рюкзачном деле" заключили в СИЗО. Провели обыски, но так ничего и не нашли. В Соломенском суде Киева, где рассматривали резонансное дело, каждому объявили о подозрении в растрате 14 миллионов гривен.

Специальная антикоррупционная прокуратура просила арест для всех фигуратнов дела с внесением залога – по 5 млн гривен для Авакова-младшего и экс-замминистра внутренних дел Чеботаря, а также 4 млн гривен – для третьего фигуранта. Однако доказательства прокуроров суд посчитал недостаточными. Мол, есть оценки – фактов нет. Поэтому всех троих отпустили под личное обязательство – носить электронный браслет. Причин держать их под арестом суд не нашел.

Тем временем в Министерстве внутренних дел реанимацию "рюкзачной" истории восприняли как политическое давление с целью дискредитировать и ведомство, и его главу.

"На сегодняшний день идет прямая манипуляция и прямое политическое давление. К сожалению через такой орган как НАБУ на министра силовика, который имеет четкую проукраинскую позицию", – говорит Илья Кива, советник министра внутренних дел Украины.

"Я думаю, что это – снова политический заказ. По каким-то причинам надавить на министра и скомпрометировать его", – утверждает Чеботарь.

"Ни мой сын, ни фирмы в которых он учредитель не имеют и не имели ни копейки денег из бюджета Украины. И Александр Аваков (Alex Avakov) пройдет процедуру и докажет это в суде. Всем тем, кто хочет использовать эту ситуацию в пиар целях, ради собственных политических амбиций – или для решения своих конъюнктурных задач – отвечу еще раз – не выйдет", – написал Арсен Аваков на своей страничке в Facebook.

Сами обвиняемые в так называемом "рюкзачном деле" как никто заинтересованы в проведении суда. Который расставит точки в этом странном деле.