"На Донбассе идет формирование квазигосударств": интервью с Романом Бессмертным

21 января 2016, 12:52
Представитель Украины в политической подгруппе трехсторонней контактной группы рассказал о плюсах и минусах переноса изменений в Конституцию, санкциях против России и выборах на Донбассе

Роман Бессмертный. Фото wikipedia.org

После новости о том, что Верховная Рада может перенести голосование за проект изменений в Конституцию по децентрализации еще на полгода, все замерли в ожидании реакции западных партнеров Украины. Принятие во втором чтении поправок в Основной закон именно с пунктом 18 переходных положений проекта об особом статусе Донбасса – обязательство Украины по Минским соглашениям. Во время визита в Киев советники канцлера Германии Ангелы Меркель Кристоф Хойсген и президента Франции Франсуа Олланда Жак Одибер прямо говорили народным депутатам о возможной эскалации конфликта на Донбассе в случае провала голосования за Конституцию. Но, похоже, и без этого представители так называемых "ДНР" и "ЛНР" продолжают блокировать выполнение "Минска-2": вчера сорвали обмен пленными, не хотели пускать представителей ОБСЕ к верификации отведенного оружия, а недавно и вовсе продержали наблюдателей час лицом в снегу, и в который раз отвергли любое участие украинских партий в выборах. О плюсах и минусах переноса принятия изменений в Конституцию корреспондент Сегодня.ua расспросила у представителя Украины в политической подгруппе трехсторонней контактной группы Романа Бессмертного.

- Чем вчера закончились двухдневные переговоры в Минске? Ранее Вы говорили, что работа зашла в тупик.

Реклама

– Фактически два дня в политической подгруппе мы обсуждали модальности проведения выборов. По сути, мы ни до чего не договорились, конкретных шагов не наработали. Они (боевики – Авт.) в который раз отвергли участие в выборах украинских партий (боевики требуют проведения выборов по мажоритарной системе – Авт.), и выступили против решения избирательных споров в украинских судах. Мы предлагали Харьковский, Днепропетровский или любой другой, только украинский суд, контролируемый Украиной на украинской территории.

- Как в Минске восприняли решение ВР перенести голосование за проект изменений в Конституцию?

- Понимаете, не мое это дело, как представителя Украины в политической подгруппе комментировать эти вещи. Это тактика и стратегия политического руководства государства, народных депутатов. Что касается обращения 51 депутата в Конституционный суд, еще в ту давность, когда я был в ВР (2006-2007 гг. – Авт.), готовились такие обращения в КС. На самом деле, вопрос обращения действительно спорный и интересный. Если вчитаться в формально-юридическую сторону, можно и так, и так трактовать. Что касается того, как это может повлиять на ход событий в Минске. Я ни разу не слышал, ни от российской стороны, ни от представителей ОРДЛО о том, что их устраивает пункт 18 (переходных положений проекта Конституции, где обозначается особый статус Донбасса – Авт.). Они всегда требовали новой редакции и говорили о том, что минский комплекс мер предусматривал согласование с ними (конституционных изменений – Авт.), а вы, видите ли, не согласовали, поэтому мы априори не можем принять все, что вы там предлагаете. Это повторялось постоянно. Но с октября месяца вопрос конституционной реформы затих, его все меньше и меньше поднимала российская сторона. А представители отдельных районов Донецкой и Луганской областей, у меня такое впечатление, забыли о том, что такое вообще существовало.

Реклама

- Чего не скажешь о выборах на оккупированном Донбассе…

- Этот вопрос всегда дискутировался. Но выборы – это только проект. Они возможны, когда будут выполнены пункты по безопасности – первые пункты Минских соглашений, которые касаются отвода вооружений, демилитаризация территорий. Да и кто будет верифицировать проведение выборов? Сколько уже прошло переговоров, а ответа на этот вопрос нет.

- Но к скорейшему проведению выборов нас подталкивает Евросоюз.

Реклама

- Вы понимаете, в чем там дело. Европа замерла во внутреннем противоречии относительно санкций. И существует для меня абсолютно непонятная трактовка этой ситуации, потому что часть европейских стран почему-то считают, что надо отменять санкции. Да, Европа благодаря санкциям повлияла на Россию. Но получила целый ряд внутренних проблем. Ну и начинается виляние хвостом: быть санкциям, не быть санкциям…А для этого нужно каким-то образом влиять на ситуацию, чтобы ускорить выполнение Минских соглашений. С моей точки зрения ситуация сейчас выглядит таким образом: есть определенное непонимание многими европейскими политиками того, что происходит на Востоке Украины. Во-вторых, есть очень большое число европейского эстеблишмента, которое просто захвачено "в плен" Россией. Мне в разговорах с ними уже давным-давно приходилось говорить: "перестаньте использовать этот аргумент, будете вы отменять санкции, не будете…". Уже очевидно, что отмена санкций приведет Европу к расколу. Есть ли вариант каким-то образом выступить единой в сохранении санкций? Для этого нужно работать с правительствами Италии, Греции и другими, которые сегодня замерли в ожидании, что вот-вот отменят санкции. Украине уже не раз приходилось попадать в ситуацию, когда она то апельсиновой долькой была, то ее разменивали на что-то там. Тут уже нужны максимальные усилия украинских дипломатов.

- На прошлой неделе Вы говорили о "Минске-3". Тут же президент все опроверг. Что это будет? Это будет тот же "Минск-3" только с новыми датами возле каждого пункта? Такая себе дорожная карта?

- Понимаете, то, что было в прошлом году (Минские соглашения были рассчитаны до конца 2015-го – Авт.) кануло в лету.

- Потому что ничего не выполнено…

- Поэтому и становится вопрос новых сроков. Пусть это будет называться "Дорожная карта", или "Новый график выполнения Минских соглашений". Но это не главная проблема – провален 2015 год только потому, что ни Россия, ни представители ОРДЛО не выполнили требования, которые предусматривались комплексом мер.

- Хорошо, есть ли вообще понимание у представителей ОРДЛО, что Минские соглашения нужно выполнять?

- С моей точки зрения, там идет формирование квази-государств и есть попытка использовать этот процесс и комплекс мер (по мирному урегулированию ситуации – Авт.), чтобы усилить, легитимизовать это формирование с помощью этого процесса. И здесь надо быть очень аккуратными. Не нужно своими же руками взращивать болячку.

Напомним, проект изменений в Конституцию в части децентрализации Верховная Рада приняла в первом чтении 265 голосами 31 августа 2015 года. Принятие законопроекта сопровождалось столкновениями и взрывом гранаты под Радой, в результате чего погибли четверо нацгвардейцев. Самая скандальная норма изменений в Конституцию касалась урегулирования конфликта на Донбассе. В частности, в пункте 18 переходных положений законопроетка указывается: "Особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом". Это положение зачастую трактуют как закрепление "особого статуса" Донбасса в Конституции, хотя такое словосочетание в документе отсутствует. 

Остальные нововведения касаются административно-территориального устройствагосударства. В частности, предлагается разделить территорию Украины  на громады (общины), районы и регионы, местные госадминистрации ликвидировать, ввести в регионах и районах институт префектов, которых назначает президент.