МОН готово воплотить рекомендации Венецианской комиссии

12 декабря 2017, 01:16
В МОН предложили три модели изучения языков нацменьшинств

Фото: Архив

Министерство образования и науки готово имплементировать рекомендации Венецианской комиссии и выразило благодарность за проведение комиссией подготовки анализа украинского законодательства на его соответствие существующим международно-правовым стандартам .

Об этом сообщает пресс-служба Министерства образования и науки.

Реклама

"Украина готова и в дальнейшем сотрудничать с соответствующими экспертными органами Совета Европы для развития законодательной базы в сфере обеспечения прав национальных меньшинств. Кроме того, Украина призывает партнеров-соседей к конструктивному диалогу. Следует отметить, что Венецианская комиссия учла большинство поправок МОН, заключение является сбалансированным и конструктивным. В частности, комиссия подчеркнула, что "содействие усилению государственного языка и его обязательность для всех граждан является законной и даже похвальной целью государства". Также отмечается, что государственный язык – фактор единства и взаимопонимания в обществе", – говорится в сообщении.

Среди прочего Венецианская комиссия рекомендует: в полной мере использовать гибкость, предусмотренную п. 4 ст. 7, при принятии имплементационного законодательства для обеспечения значительного уровня преподавания на официальных языках ЕС для соответствующих меньшинств; продолжать обеспечивать достаточную долю образования на языках меньшинств в начальной и средней школе, в добавок к изучению государственного языка; улучшить качество преподавания государственного языка; внести изменения в переходные положения Закона "Об образовании", обеспечив более длинный переходный период для постепенного осуществления реформы.

В Министерстве отметили, что учитывая рекомендации, МОН предлагает три модели имплементации ст. 7, которые будут прописаны в Законе "Об общем среднем образовании", которые будут учитывать образовательные потребности детей разных национальных общин.

Реклама

Первая модель предусматривает возможность преподавания на языке меньшинства всех предметов с 1 по 11(12)  классы наряду с украинским языком. Эта модель будет действовать для впечатлительных языков, то есть тех, которые не имеют собственного государства для развития языковой терминологии, а также для тех, которые не живут в среде собственного языка. Например, крымские татары не имеют никакого другого государства, которое занималось бы развитием терминологии их языка, теперь община проживает исключительно в украиноязычной или русскоязычной среде.

Вторая модель – для национальных общин, язык которых относится к языкам ЕС. В зависимости от языковой группы и языковой среды проживания, использования этой модели, может иметь 2 варианта. Первый – для общин, чей язык относится к славянской языковой группе, и которые проживают в преимущественно украиноязычной среде (польский, словацкий, болгарский языки). Второй вариант будет учитывать особенности изучения украинского языка представителями других языковых групп и которые преимущественно проживают в среде родного языка (румынская и венгерская община).

Третья модель – для национальных общин, материнский язык которых относится к одной из украинской языковой семьи, а также тех, кто проживает преимущественно в среде собственного языка (русский язык). Дети, которые будут учиться по этой модели, переходить на обучение предметов на украинском сразу после 5 класса.

Реклама

Напомним,  что 11 декабря Европейская комиссия "За демократию через право", более известная как Венецианская комиссия, опубликовала решение о языковых положениях закона Украины "Об образовании".

Также сообщалось, что Венецианская комиссия не поддержала Венгрию в споре с УкраинойЕвропейцы не поддержали обвинения Венгрии в сужении прав нацменьшинств в статье о языке обучения в украинском законе "Об образовани