Медведчук обвинил депутатов в давлении на следствие, нардепы не согласны

11 декабря 2017, 16:29
В парламентском комитете по свободе слова прокомментировали ситуацию

Фото: скриншот с Youtube/Радіо Свобода

Месяц назад, в начале ноября 2017 года, в аэропорту "Жуляны" произошел конфликт, связанный со съемкой сюжета программы "Схемы" (совместный проект "Радіо Свобода" и телеканала "UA:Перший"). Журналисты опубликовали в YouTube сюжет, посвященный перелетам лидера общественного движения "Украинский выбор – Право народа" Виктора Медведчука. Среди прочего, "Схемы" показали, как люди из охраны Медведчука, применяя силу, мешали им вести съемку.

Инцидент вызвал значительный резонанс. Нацполиция открыла уголовное производство по этому факту. Случаем занялся парламентский комитет по вопросам свободы слова и информационной политики, который на днях, 7 декабря, заслушал отчет правоохранителей о ходе расследования. В "Сегодня" попробовали разобраться в ситуации и собрали позиции сторон конфликта.

Реклама

Так, лидер Общественного движения "Украинский выбор – Право народа" Виктор Медведчук ответил газете "Сегодня", как он оценивает то, что одному из охранников вручено подозрение в связи с инцидентом с журналистами "Радио Свобода" в аэропорту "Жуляны".

"Охрана действовала в полном соответствии с действующим законодательством, чего нельзя сказать о журналистах. Я обратился для привлечения к уголовной ответственности журналистов "Радио Свобода", которые нарушили мои права, гарантированные статьей 32 Конституции Украины, запрещающей вмешательство в личную и семейную жизнь и сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, и решение Конституционного суда №1-9/2012 от 20 января 2012 года, разъясняющего эту статью, которая устанавливает, что конфиденциальной информацией о лице являются любые сведения или данные об отношениях неимущественного и имущественного характера, обстоятельства, события, отношения и т. д., связанные с личностью и членами его семьи. Поэтому попытка журналистов "Радио Свобода" проводить видеосъемку меня и членов моей семьи без согласия — является незаконной. Поскольку Национальная полиция бездействовала, я обратился в суд, и суд принял решение начать уголовное преследование журналистов за их незаконные действия. Считаю, что в действиях журналистов "Радио Свобода" есть признаки состава преступления, предусмотренные статьей 182 Уголовного кодекса — "Нарушение неприкосновенности частной жизни".

Виктор Медведчук также дал оценку ходу слушаний парламентского комитета по свободе слова, посвященного этой ситуации. Медведчук сказал: "Это было незаконное и циничное давление на органы следствия. Члены комитета открыто давали указания представителям Нацполиции и прокуратуры о том, как, какие следственные действия должны проводиться. Цель таких действий — влияние на работника правоохранительных органов для принятия незаконных процессуальных решений, в том числе незаконного вручения подозрения".

Реклама

Комментируя действия председателя комитета Виктории Сюмар, ее заместителя Сергея Высоцкого, а также народных депутатов Юрия Павленко и Богдана Онуфрика, Медведчук подчеркнул: "Согласно Постановлению ВР №22-VIII от 4 декабря 2014 года, данный комитет не наделен полномочиями по осуществлению каких-либо контрольных функций, связанных с расследованием какого-либо уголовного или иного нарушения, как и не уполномочивает требовать отчета от сотрудников правоохранительных органов. Более того, решением Конституционного суда №4-рп от 20 марта 2002 года признана неправомерность обращения народных депутатов к лицам, которые осуществляют функции дознания и следствия. Кстати, именно представитель "Оппозиционного блока" Юрий Павленко проявил особое рвение, требуя незаконного допроса представителей правоохранительных органов. Со стороны представителя силы, заявляющей о своей оппозиционности, такое поведение выглядит странно. Однако если вспомнить, что Павленко успел побывать министром молодежи и спорта при президенте Ющенко, а потом — и у Януковича, то ничего необычного в том, что человек, находившийся в услужении у Ющенко и Януковича, сегодня прислуживает "партии войны", нет.

"Кроме того, статья 7 Закона Украины "О прокуратуре" прямо запрещает вмешательство органов государственной власти и должностных лиц в деятельность прокуратуры при расследовании деяний, которые имеют признаки преступлений. Статья 62 Закона Украины "О национальной полиции" вообще запрещает полицейскому выполнять любые указания, кроме указаний своего непосредственного начальника. Очевидно, что ни правоохранители, ни депутаты законов не читают", — добавил Медведчук.

Отвечая на вопрос о том, какую ответственность могут понести участники слушаний комитета за свои незаконные действия, Виктор Медведчук сказал: "Поскольку председатель и отдельные члены комитета, используя свое служебное положение, оказывали незаконное влияние на следствие по конкретному уголовному производству, то их действия имеют все квалифицирующие признаки уголовного преступления, предусмотренного частью ІІ статьи 343 УК Украины. Заявление о привлечении к уголовной ответственности по этому поводу подано. Уверен, что депутаты, использующие свой мандат для совершения преступлений, должны нести уголовную ответственность".

Реклама

В то же время, ситуацию прокомментировал народный депутат, член комитета Рады по вопросам свободы слова и информационной политики, Юрий Павленко:

"К сожалению, в связи с тем, что работа и жизнь журналистов в нынешних условиях становятся все более и более опасными, нападений, преследований, препятствий в журналистской деятельности с каждым месяцем происходит все больше и больше. Зато количество возбужденных дел и привлеченных к ответственности за нападение и препятствование журналистской деятельности практически не изменилось. Комитет почти на каждом заседании рассматривает дела, касающиеся препятствования журналистской деятельности.

Для комитета все равно, эти действия были совершены по отношению к журналисту представителями частной охранной организации, или работниками УГО, было ли это со стороны полиции, было ли это со стороны службы безопасности Украины. Мы всегда реагировали на обращения журналистов и выносили их обращения на рассмотрение комитета, приглашая все стороны, которые есть в конфликте. Так было и с ситуацией по жалобе Ткача (журналист программы "Схемы" – ред.) на действия частной охранной организации. Поэтому, в данном случае, комитет, на мой взгляд, действовал в соответствии со своими полномочия, в соответствии с законом о комитетах Верховной Рады. Комитет в своих решениях никоим образом не нарушил закон и никоим образом не пытался вмешаться в следственные действия. Вместе с тем, комитет счел необходимым рассмотреть и дать возможность высказаться каждому, чтобы защитить журналиста и акцентировать на тех или иных доработках или недоработках правоохранительных органов.

Комитет инициировал как слушания о работе журналистов, так и внесение постановления относительно проведения парламентских слушаний по защите журналистов, по усилению безопасности их работы и по раскрытию резонансных преступлений, совершенных против журналистов в течение последнего периода. На комитете одинаково тщательно рассматривалась и ситуация по поджогу телеканала "Интер", и действия управления государственной охраны на свадьбе генерального прокурора, и действия охраны Виктора Медведчука, и расследование дел по убийству Шеремета и Бузины. Никакой политики, превышения полномочий или вмешательства в следствие со стороны комитета не было. Комитет считает необходимым контролировать каждое дело, которое касается нападения на журналистов".

В свою очередь, народный депутат и член того же комитета Богдан Онуфрик также не считает, что оказывал давление на правоохранителей.

"Я не считаю, что комитет каким-то образом оказывал давление на правоохранительные органы. В практике комитета время от времени рассматриваются дела о препятствии журналистской деятельности, которую мы видим в тех или иных действиях со стороны различных структур, в том числе и правоохранительных органов. Мы, например, рассматривали ситуацию, которая сложилась с УГО (Управление государственной охраны Украины, – ред.). Это обычная практика работы комитета. Мы не оказываем давление, а заслушиваем информацию о том, как ведется расследование для того, чтобы это дело, так сказать, не кануло в Лету, а было на поверхности. И, чтобы все структуры, независимо от их принадлежности, знали, что журналисты при выполнении своих обязанностей защищены государством и законом", – сказал нардеп.

Комментарии председателя комитета Виктории Сюмар и ее заместителя Сергея Высоцкого получить пока не удалось.