Портреты избирателей главных кандидатов: Тимошенко рассчитывает на селян, Добкин — на чиновников

20 мая 2014, 07:00
Эксперты рассказали "Сегодня", на каких избирателей ориентированы основные кандидаты

Тимошенко ориентирована на почитателей, а от Добкина ждут лозунгов о федерализации

До выборов президента осталось 5 дней. ЦИК уже завершил регистрацию международных наблюдателей, а "Сегодня" спросила у политологов, на каких избирателей рассчитывают основные кандидаты: Петр Порошенко, Юлия Тимошенко, Сергей Тигипко, Олег Ляшко и Михаил Добкин.

Порошенко: ищет умеренных украинцев

Реклама

В социальном разрезе кандидат рассчитывает на избирателей всех слоев населения и уровня образования, говорят политологи. "Идеологически он ориентирован на избирателей, поддерживающих Майдан, сторонников евроинтеграции. Также в этом сегменте он ориентируется на противников Юлии Тимошенко, мягко играя на контрасте с ней, – рассказал нам политолог Владимир Фесенко. – А его программа и риторика направлена на то, чтобы не отталкивать никого. То есть он "хватает всех", кроме, пожалуй, пророссийски настроенного населения. Территориально это рассчитано на Центральную и Западную Украину и жителей других регионов с той же идеологемой".

"Это посторанжевый, постмайдановский электорат, достаточно умеренный, спокойный и не желающий резких перемен, готовый к постепенным, так как сам Порошенко не позиционирует себя как радикальный кандидат", — сказал "Сегодня" и профессор политологии НаУКМА Алексей Гарань. "Порошенко готовы поддержать самые разные слои во всех регионах страны. Их сложно локализовать в соцразрезе", — отметил политолог Александр Палий.

Реклама

 Тимошенко: село и личные почитатели

Что касается электората Юлии Тимошенко, ее избиратели напрямую пересекаются с избирателями Порошенко: это также поддерживающие Майдан люди, говорят эксперты. "Четко выработаной идеологемы у нее нет. Вроде бы ее агитация направлена на проевропейски настроенных избирателей, но основной посыл направлен к тем, кто считает, что она главный спаситель Украины, – сказал нам Владимир Фесенко. – Во многом ее риторика слишком жесткая, олигархическая, но ошибка в том, что многие люди не считают, что олигархи – главая проблема страны. Четко выработанного демографического ареала тут нет, ядро – персональные почитатели Тимошенко. Но очень много жителей села, это больше возрастной электорат. Территориально это Центральная и Западная Украина, а вот для Юго-Востока ее риторика неприемлема".

Реклама

"У Тимошенко хорошая часть электората набирается из сел, из-за этого она на выборах показывает больше, чем по опросам", — говорит и Алексей Гарань.

"У Тимошенко есть старые, ориентированные на нее избиратели, и сейчас в каждом селе активно ведется ее кампания, — говорит Палий. — Как правило, ее избиратель — это человек ниже среднего класса, иначе он задавал бы много вопросов, а кампания Юли не ориентирована на выдачу ответов".

 Тигипко: умеренный "кумир домохозяек"

Сергей Тигипко рассчитывает на умеренно настроенных избирателей русскоязычных регионов, говорит Владимир Фесенко, а также жителей других регионов, которые не хотят в РФ, но хотят сохранить хорошие отношения с Россией: "Это не обязательно противники, но и не сторонники Майдана, включая не майданную часть украиноязычного электората".

Сергей Тигипко растерял часть своих бывших избирателей, считает Алексей Гарань: "В 2010-м это был средний класс, представители бизнеса, образованные люди, которые видели в нем третью силу и альтернативу Януковичу и Тимошенко. Но за это время он растерял значительную часть избирателей. Сейчас он эксплуатирует лозунги ПР, потому получит умеренную часть ее избирателей, но не радикальное крыло".

А Александр Палий уверен, что хорошая часть старых избирателей Тигипко у него останется: "Если говорить о соцразрезе, то его избиратель средний класс Юго-Востока, а также домохозяйки, которые ищут себе кумира". 

Добкин: радикальный электорат ПР

Михаил Добкин рассчитывает регионально на тот же электорат, что и Сергей Тигипко — на жителей Юго-Востока, считают эксперты.

"Это тот же регион, а посыл направлен на электорат Партии регионов. Но проблема Добкина в том, что этот электорат идеологически расколот, они деморализированы, и от него скорее ждут призывов к федерализации, а он предлагает единую Украину, – сказал нам Владимир Фесенко. – Его избиратели более радикальны, более критичны к новой власти. Кроме того, хорошая часть их на выборы просто не пойдет, учитывая ситуацию на Донбассе: для Добкина очень важно, чтобы он проголосовал. Территориально, кроме Донбасса, это жители Харьковской области".

"Хорошую роль тут может сыграть партийная мобилизация от ПР, то есть Добкин рассчитывает получить ту часть граждан, которые ориентируются на решения партии. На Востоке за Добкина могут проголосовать и чиновники, и бизнес, а вот в Центральной Украине это будут люди ниже среднего класса", — говорит Александр Палий.

"Добкин рассчитывает на радикальное крыло сторонников ПР на Юго-Востоке, которые привыкли к громким лозунгам", — сказал нам Гарань.

Ляшко: голос глубинки центра и севера

 

Олег Ляшко использует типичный радикальный популизм, потому голосовать за него будут простые люди, заявил профессор политологии НаУКМА Алексей Гарань: "Это люмпенизировання часть населения, возможно, без работы или стабильного дохода, которые любят быстрые простые решения".

"Ляшко – это голос глубинки Центральной Украины и Севера, – поясняет и Владимир Фесенко. – Это провинциальнй, бедный электорат, села и маленькие города. У них невысокий уровень образования, низкий уровень жизни, потому для них эти вилы и правда-матка от Ляшко звучат. Он устраивает их своим радикализмом: сами они способны на радикальные действия только в самом крайнем случае: например,е сли изнасилуют кого-то из близких. Потому они делегируют такие действия тому, кто готов их совершать".

"Он ищет людей, которые ждут радикальных простых решений, — говорит Алексан Палий. — Поддержит его не средний класс, а люди, живующие на соцпособия". Также по словам политологов, "за" Ляшко будут те, кто не поддерживает ни одного из серьезных кандидатов, а также шутники с хорошим чувством юмора.