Луценко пожалел о драке с Черновецким и заявил, что в его лице наказали Майдан

16 февраля 2012, 19:37
Осталось 10 дней до приговора

Последнее слово. Луценко благодарил суд за терпение, а свидетелей — за честность, фото "Сегодня"

Через полторы недели, ориентировочно 27 февраля, подсудимому экс-главе МВД Юрию Луценко объявят приговор. Об этом заявил председательствующий судья Сергей Вовк. Вчера же на суде Юрий Витальевич сказал свое последнее слово длиной в полтора часа. Послушать его пришли около полусотни человек — жена Ирина с сыном, брат, депутаты и ярые фанаты. Последние записывали в блокноты яркие цитаты подсудимого. Старший сын Юрия Витальевича, Александр, стоял, облокотившись плечом о стену, на глазах у Ирины Луценко то и дело появлялись слезы.

Экс-министр сначала говорил спокойно и критиковал нынешнюю власть: "Я не раз проходил чистилище, потери должностей, предательства и поддержку. Я вижу четыре основных причины своего ареста. Первая причина — за страх, пережитый в 2005—2009 годах. Вал раскрытых резонансных преступлений был шоком для вечно неприкосновенных. Вторая — это расплата за выборы 2010 года, за то, что я, как и в 2006-м, занял принципиальную позицию по недопущению фальсификаций. Третья — это публичное наказание Майдана, направленное на запугивание миллионов свободных украинцев, и страх его повторения. Это причина показательной расправы над Юлей и мной. Четвертая — командность демократов. Я был одним из немногих политиков, которые поддерживали Юлию Тимошенко с 2007 года. Я дал слово ей и избирателям, что мы — союзники. Мне поясняли, что это — путь в тюрьму". После этого Луценко признал, что совершал ошибки: "Были ли у меня ошибки? Безусловно. В МВД они были связаны с отсутствием юридического образования, ярче всего это проявилось во время моего выступления в парламенте относительно Бориса Колесникова. И с отдельными эмоциональными действиями. Как, например, в случае с Черновецким, но об этом случае я не жалею (в январе 2008-го Луценко ударил Черновецкого в здании Секретариата президента. — Авт.)".

Реклама

Подытожил он словами благодарности: "Я благодарен всем свидетелям, которые имели мужество честно говорить в этом суде, благодарен суду за терпение. Я прощаю единственного свидетеля, который оговорил меня здесь, — моего первого экс-заместителя Михаила Клюева. Бог ему судья. В итоге без единых оснований и доказательств Генпрокуратура предлагает посадить меня на 4,5 года. Победа будет за нами!" После Луценко выступил второй обвиняемый по делу, водитель экс-министра Леонид Приступлюк (министра обвиняют в сговоре с ним и в превышении власти и полномочий). Приступлюк вложился в полминуты, сказав единственную фразу: "Надеюсь, что меня оправдают", и зал взорвали крики фанов Луценко. "Юре — волю!" — закричали они и ушли митинговать в коридор суда, судья Вовк же объявил, что уходит в совещательную комнату.

КАРУ МОГУТ СМЯГЧИТЬ: ОТСРОЧИТЬ НА ТРИ ГОДА ИЛИ ДАТЬ "ТРЕШКУ". В экспертной среде полагают, что свобода Луценко не светит. Но приговор может быть мягче, чем требуют прокуроры (4,5 года тюрьмы). "Например, три года лишения свободы или с отсрочкой приговора на три года. Тогда он имеет право подать через полгода прошение освободить его досрочно. Но оправдательного приговора не будет. Я исхожу из практики рассмотрения уголовных дел: в 98% случаев подсудимые, которых до этого содержали в СИЗО (то есть считалось, что они опасны для общества), получали различные сроки лишения свободы", — говорит правозащитник Эдуард Багиров. "Мера наказания, которую впаяют Луценко, будет зависеть от степени мстительности тех, кто инициировал этот процесс", — уверена адвокат Татьяна Монтян. "И если в ближайшие годы в стране ничего не изменится, то Луценко выйдет на свободу уже после парламентских выборов, но до президентских — там он никакой опасности не представляет. Хотя может и задержаться. А если ситуация в стране будет развиваться нестандартно (протесты, майданы), то он может выйти и раньше и вернуться в политику", — говорит политолог Владимир Фесенко.

Что касается самого процесса, то и тут эксперты разошлись во мнениях. "Это чистая месть", — говорит Монтян. "Приговор может стать предостережением сегодняшним власть имущим ни на шаг не отходить от закона. Потому что это может быть поводом для уголовных преследований через 5—10 лет", — предполагает Багиров.