Липовые соцопросы: продаем хороший процент. Недорого

24 сентября 2009, 07:55
Перед выборами вновь появились "социологические фонари"

Похоже, отечественные социологи выдерживают паузу. Несмотря на грядущие выборы, весьма немногие соцслужбы рассекретили за последний месяц данные своих опросов относительно рейтингов кандидатов. "Опросы проводятся с июля, их заказывают кандидаты, но не спешат публиковать. Никому это сейчас не выгодно, но радикальных изменений в цифрах нет", — поясняет Александр Вишняк, руководитель фирмы Ukrainian Sociology Service. Но это затишье перед бурей, и уже через пару недель опросы обнародуют. Причем эксперты прогнозируют, что наряду с известными и хорошо зарекомендовавшими себя социологами появится множество их лжеколлег — в кризис всем кушать хочется. И если у малоизвестного кандидата есть лишних 10—12 тысяч гривен, ему с легкостью нарисуют и даже озвучат на пресс-конференции нужный процент (см. графику). Кстати, благодаря финансовому коллапсу цены на такие "услуги" снизились по меньшей мере в два раза.

Реклама

ЛИПА? Первый вал "социологических фонарей" (так называют липовую социологию) или весьма похожих на них данных пошел в августе. Появлялись, к примеру, подозрительные, по крайней мере с сегодняшних позиций, опросы, согласно которым новым президентом Украины станет спикер Владимир Литвин, который во втором туре должен обойти на 5,7% Юлию Тимошенко и на 1,6% — Виктора Януковича. В середине августа другая соцфирма прочила Арсению Яценюку рейтинг в 27,6% (выше, чем у Тимошенко и Януковича). Мол, баллы младокандидата сильно выросли после его скандала с мэром Ужгорода Сергеем Ратушняком. Кроме того, на рынке вновь всплыли малоизвестные соцконторы, которые еще в 2008 году уверяли, что на выборах мэра Киева победит бютовец Александр Турчинов с результатом 28,6% (в итоге он набрал 18,7%). Разыскать эти конторы "Сегодня" не удалось: данных о них нет ни в интернете, ни в телефонных справочных службах. А в информагентствах, где были озвучены два исследования, никаких контактов "социологов" не осталось. Именитые социологи говорят, что для "фонарей" такие фирмы никаких опросов вообще не проводят, а просто рисуют с потолка цифры на бумаге.

ЧЕРЕЗ ШТАБЫ. Вишняк считает, что такие рейтинги рисуют в штабах, а затем легализуют через левых людей или фирмы-однодневки: "Причем стараются, чтобы имя конторы, которая якобы провела соцопрос, было созвучно с названием известной социологической фирмы". В пресс-службах перечисленных нами кандидатов нас уверили, что "ничего себе не заказывают и ничего не рисуют", а почему эти фирмы им прочат такое светлое будущее, ответить затрудняются.

"ДЯДЕНЬКА СОЦИОЛОГ, НАРИСУЙ ЦИФРУ!"

Реклама

Во время досрочных парламентских выборов в 2007 году "Сегодня" выводила на чистую воду горе-социологов. Мы заплатили $4 тысячи руководителю Института политических и социсследований Владимиру Бондаренко, чтобы он "нарисовал" 2,5% Христианскому блоку. Институт был выбран из числа малоизвестных соцслужб. Разговор мы записали на диктофон, а передачу денег еще и на видео. Напомним, вскоре состоялась пресс-конференция, на которой г-н Бондаренко озвучил заказанную нами цифру. С тех пор он соцопросами не злоупотреблял, но мы все же решили снова обратиться к нему и на этих выборах. Вчера мы представились сотрудниками штаба одного из кандидатов в президенты с очень невысоким рейтингом и спросили, можем ли заказать опрос. "Понимаете, не хотелось бы, чтобы наш рейтинг был совсем низким", — робко сказали мы. "Я понял, на что вы намекаете. Мы сможем с вами лично встретиться и все обсудить", — сказал социолог. Возможно, он хотел при встрече дать нам советы, как лучше вести кампанию, но, может, после разоблачения сделал выводы: стал осторожнее и по телефону такие вещи не обсуждает.