Кучма решил, что газовую войну рано закончили

25 февраля 2009, 12:07
"Европа же не могла без газа оставаться! А у нас еще был газ", – сказал экс-президент Украины.

Леонид Кучма. Фото М. Львовски

"Скажу крамолу: раз уж довели ситуацию до такого состояния, поставили на уши всю Европу, хотели выторговать лучшие условия для Украины, так и поработали б еще над договором с "Газпромом" неделю-две, углубляя переговорный процесс", – заявил экс-президент Леонид Кучма.

"Европа же не могла без газа оставаться! Это все понимали. А у нас еще был газ. Но для чего, спрашивается, столько морочить голову Европе и оставлять некоторые страны без газа? Для того чтобы поехать и поднять ручки?! Тем более перед Новым годом премьер-министр РФ Владимир Путин публично сказал, что он предлагает цену 250 долларов за тысячу кубометров. А наши отказались. Потом заявили, что глава "РосУкрЭнерго" Дмитрий Фирташ поехал в Москву и сорвал переговоры. Смешно. Фирташ – и Путин!"

Реклама

"В итоге вышло так: газовый конфликт случился, его окрестили даже газовой войной, испортили отношения с Европой и Россией, а для Украины просто проторговались. Плохие переговорщики, слабы и в стратегии, и в тактике. Сошла, что ли, на нет наша газовая дипломатия?"

"В августе 2004 года появилась компания "РосУкрЭнерго". Она тоже поставляла газ только до границы с Украиной. Что потом произошло? Лично президент Виктор Ющенко настоял, чтобы мы перешли на прямые денежные расчеты по газу. То есть мы платим России за газ, а Россия нам платит за транспортировку. Мне Путин тогда еще задал вопрос: а что, тут какие-то тонкости есть? Я говорю: да, есть. Только вот здесь тонкости. (Леонид Данилович недвусмысленным жестом прикладывает указательный палец к голове.) А переходя на прямые расчеты, мы дали России право поставить условия о пересмотре цены на газ".

"По старому договору у нас цена была 50 долларов за тысячу кубометров, причем включительно по 2009 год. И Россия не имела права этот договор разорвать! Если бы, конечно, мы сами инициативу не проявили. Да еще вдобавок разделили договор о поставке газа и его транзите. Это вообще была глупость, другого не могу сказать! Нельзя уходить от связки: цена на газ – цена на транспортировку".