Кто в стране на хозяйстве остался

2 августа 2010, 07:31
Мы выяснили, кто управляет Украиной, пока президент, премьер и спикер — в отпуске.

Президент. Последний раз вышел на люди 28 июля. Молился в Херсонесе. Фото: М. Маркив

30 июля власть окончательно покинула Киев: в пятницу отпуск на 22 дня взял Николай Азаров. Премьер уехал отдыхать в Крым — туда, где уже находятся президент Виктор Янукович и спикер парламента Владимир Литвин. Премьер вернется в Киев лишь 20 августа, а президент — 24 августа.

"Азаров остановился на госдаче №7 в Мисхоре. А президент находится на госдаче №9 — это в Мухолатке. От госдачи №7 это где-то 25 км. "Премьерская" дача была построена в 60-е годы (когда-то здесь останавливался Брежнев, пока не стал генсеком, и глава КГБ Юрий Андропов. — Авт.). Там огромная территория, столетний сосновый лес. До закрытого пляжа надо спускаться едва ли не на машине. При этом, конечно, госдача №7 уступает по обустройству "президентской" даче", — рассказал нам источник в руководстве Крыма. Кстати, на госдаче №7 однажды останавливалась и Леди Ю., будучи премьером.

Реклама

Как рассказывал нам пресс-секретарь премьера Виталий Лукьяненко, его шеф любит плавать и ходить по горам.

КТО "РУЛИТ"? Активный отдых предпочитает и спикер. Литвин отдыхает в Мисхоре — играет в футбол, волейбол, плавает. "Но в отпуске ему приходится и работать: он читает документы, подписывает, контролирует ситуацию. 27 июля летал в Киев, встречался с патриархом Кириллом. А если что-то экстренное — то отпуск прерывает: скажем, в прошлом году, когда депутаты решили собрать внеочередную сессию, он вынужден был лететь в Киев. Если на этот раз ничего не случится, то в столице Владимир Михайлович появится накануне Дня Независимости", — рассказали нам в его окружении.

Да и президент не только плавает: недавно он встречался с патриархом Кириллом, с премьером РФ Владимиром Путиным, а в субботу обсудил с Анатолием Кинахом, главой профильной Госкомиссии, вопросы реформирования оборонно-промышленного комплекса. Кроме того, Янукович регулярно подписывает документы. "Президент — это круглосуточная константа, он свои полномочия передать никому не может и выполняет их даже в отпуске. Премьер передает их первому вице-премьеру (Андрею Клюеву. — Авт.), но все это достаточно условно, — рассказал нам Анатолий Кинах, который дважды был первым вице-премьером и один раз — премьером. — В отпуске премьер слушает доклады, контактирует с президентом, согласовывает все вопросы, которые будут обсуждаться на Кабмине. А если что-то случается — моментально возвращается к работе. Меня, например, отзывали из отпуска, когда случилась Скныловская трагедия во Львове. Кстати, премьер круглосуточно на связи: для этого есть спецсвязь".

Реклама

"Да и министра можно всегда вызвать из отпуска. Отключить телефон нельзя: первый зам и руководитель службы всегда знают, где ты", — объяснил нам экс-министр семьи, молодежи и спорта Юрий Павленко.

СИЛОВИКИ: КРУГЛОСУТОЧНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Уход в отпуск руководителей силовых структур формально означает, что исполнение обязанностей на период их отсутствия возлагается на первых заместителей. На деле же генпрокурор, министры обороны и внутренних дел, главы СБУ, МЧС, УГОУ, СВР, ГНА, других органов в отпуске должны быть априори готовы к тому, что президенту, премьеру, спикеру в любое время суток срочно понадобится определенная информация (консультация, мнение, совет по кадровому или иному вопросу), и отсутствие четкого, полного, объективного ответа просто недопустимо — это может быть расценено как непрофессионализм или несоответствие занимаемой должности. "У нас одновременно в отпуск министр и начальник Генштаба, как правило, не уходят — кто-то один из них всегда на месте", — говорят в Минобороны. Экс-первый замминистра внутренних дел Михаил Корниенко сказал "Сегодня", что в ситуациях, когда управленческое решение зависит от заместителя, тот так и поступает, не беспокоя шефа. "О серьезных же событиях, резонансных происшествиях мы оперативно докладывали министру, где бы он ни был, и это нормальная практика", — говорит генерал.

ГРИЩЕНКО ЛЕТЕЛ К КУЧМЕ С КАРИБСКОГО МОРЯ

Министерский отпуск, уверяют чиновники, — понятие условное. "Во времена Кучмы Константина Грищенко (тогда он тоже был главой МИДа) однажды отозвали из круиза по Карибскому морю. Медведчук срочно вызвал его к Кучме, в итоге, он вышел на каком-то острове, как-то добирался оттуда в аэропорт и таки прибыл в Украину", — рассказал нам один из бывших чиновников Администрации президента. "Такое случается сплошь и рядом: в 2006 году, когда я ушел в отставку с поста министра, мы с женой отдыхали за границей. Вечером мне позвонили из Секретариата президента и сказали: завтра в 10.00 президент будет представлять вас главой Житомирской обладминистрации. Я попросил перенести представление на день: я бы не успел. Еще был случай, когда мне из Крыма надо было срочно лететь на встречу с министром охраны здоровья США. Но самолет опаздывал. Мы приложили массу усилий, чтобы перенести встречу на более позднее время, но я все равно опоздал. Ну и была масса случаев, когда ты находишься в Крыму или Карпатах, а тебе говорят, что завтра в 9.00 надо быть в Киеве на совещании: и я добирался, иногда брал машину у друзей, и даже местных властей, — вспоминает Юрий Павленко, который несколько раз был в кресле министра. — Вообще, у меня за последние 10 лет лишь два раза был полноценный отпуск: в 2002-м — когда я еще был депутатом, и в этом — когда я освободил кресло. Был даже случай, когда я взял отпуск на две недели, но все две недели провел на работе. По-моему, тогда были какие-то проблемы с НСК "Олимпийским".

"Когда я пошел в отставку, у меня осталось 70 дней неиспользованного отпуска, — рассказал нам экс-глава МЧС Владимир Шандра. — Отпуска нормального, так, чтобы побыть две недели в Крыму, у меня не было. Я иногда брал 2—3 дня, но и тогда могло случиться что-то экстренное. Скажем, в 2009 году в день Конституции я хотел отдохнуть, но случился пожар в Луганске".

"В принципе, не могу сказать, что меня дергали постоянно. Разве что однажды в Крыму Тимошенко потребовала, чтобы все ее встречали в аэропорту, она собиралась провести какую-то встречу, причем без моего участия. Но тем не менее, ее протокол требовал, чтобы я ее встречал, — вспоминает Евгений Червоненко, который был министром транспорта в правительстве Тимошенко. — Я очень быстро доехал в Бельбек на спортивной машине. И даже купил ей цветы. Больше таких случаев не припомню. Но, понятно, что я всегда контролировал ситуацию в Киеве. У нас же так: кот из дома — мыши в пляс...".