Котляров: В любой из демократических стран деятельность оппозиции – это часть политустройства

9 апреля 2015, 20:12
Политик считает, что закон об оппозиции Украине нужен

Рада отказалась предоставить оппозиции права / Фото: Григорий Салай

Министр юстиции в Оппозиционного правительства Юрий Котляров заявил, что те процессы, которые происходят сейчас в Украине, у многих вызывают реальные опасения.

"Один из ярких примеров двуликости правящей коалиции является результат рассмотрения закона об оппозиции. Те, кто еще вчера со всех трибун заявлял о необходимости урегулирования деятельности оппозиции, сегодня заявил, что этот закон не нужен", – сказал Котляров в студии программы "События" канала "Украина".

Реклама

По его словам, хотя во многих демократических странах закона об оппозиции нет, Украине он нужен.

"В любой из демократических стран деятельность оппозиции – это часть политического устройства, демократического устройства. Если этого нет, не может быть речи о плюрализме, если этого нет, то не может идти речи о демократии, а скорее наоборот – речь пойдет о диктатуре, от которой мы все хотели избавиться", – уточнил он.

В свою очередь, также в студии программы, министр юстиции Украины Павел Петренко объяснил, почему этот закон был отклонен.

Реклама

"Я думаю, что вопрос в том, что должен быть европейский закон об оппозиции. Парламент вчера за него не проголосовал, чтобы доработать этот закон. Чтобы он обеспечивал реальные гарантии и правовой статус оппозиции", – уточнил Петренко.

Напомним, Верховная Рада Украины отклонила законопроект 0948 об оппозиции. За данное решение проголосовали 228 народных депутатов.

После голосования народный депутат от Оппозиционного блока Нестор Шуфрич заявил, что оппозиция продолжит бороться за предоставление ей прав и внесет новый законопроект.

Реклама

Данный документ определяет основы работы парламентской оппозиции, в том числе порядок ее образования, права на представительство в руководстве Верховной Рады и других органов госвласти, образования оппозиционного правительства и осуществления парламентского контроля. За основу законопроект приняла Верховная Рада еще предыдущего, седьмого созыва. Но из-за досрочных выборов рассмотреть документ во втором чтении парламент уже не успел.

Авторы законопроекта также предлагают отдать оппозиции пост первого заместителя председателя Верховной Рады, а также право на руководство комитетами: свободы слова и информации; законодательного обеспечения правоохранительной деятельности; прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений; бюджета; регламента, депутатской этики и обеспечения деятельности Верховной Рады Украины; правовой политики; предпринимательства, регуляторной и антимонопольной политики; социальной политики и труда; топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности; аграрной политики и земельных отношений; здравоохранения; науки и образования. В комитетах, которые не возглавляют представители оппозиции, оппозиционные народные депутаты имеют право на должности первых замов. При этом должности распределяются с учетом принципа пропорционального представительства депутатских фракций в Верховной Раде.

Кроме того, парламентская оппозиция выдвигает кандидатуры в руководство ряда госорганов. Председатель, его заместитель и секретарь Счетной палаты и четыре контроллера назначаются Верховной Радой по представлению оппозиции, а первый заместитель председателя Счетной палаты и три контролера – по представлению парламентского большинства. В Совет Национального банка Украины Рада назначает четырех членов – по представлению оппозиции, трех – по представлению большинства. Два члена Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания также назначаются парламентом по представлению оппозиции, два – от парламентского большинства. В Высший совет юстиции один член назначается по представлению оппозиции, два – по представлению парламентского большинства. Кандидатуру председателя Госфинмониторинга также выдвигает оппозиция, а первого заместителя и двух заместителей назначает премьер.

Количество кандидатур от парламентской оппозиции при формировании персонального состава государственных органов определяется с учетом принципа пропорционального представительства депутатских фракций.

Кроме того, оппозиция формирует Оппозиционное правительство, которое проводит постоянный мониторинг деятельности Кабинета Министров, других органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также контролирует разработку проекта Госбюджета. Глава Оппозиционного правительства имеет право принимать участие в заседаниях Кабинета Министров Украины.

На заседаниях парламента уполномоченный представитель оппозиции имеет право на выступление до 5 минут по любому вопросу повестки дня. Один день в течение сессии отводится для рассмотрения вопросов, определенных парламентской оппозицией, которые включаются в повестку дня без обсуждения и голосования.

В парламентскую оппозицию входят фракции и отдельные депутаты, которые не вошли в парламентское большинство и подали заявления о переходе в оппозицию, при этом они не согласны с официальным политическим курсом парламентского большинства и Кабинета Министров Украины. Если депутаты или фракции не вошли в большинство, но и не заявили о вхождении в оппозицию, оппозицией они не считаются.

Читайте также:
Децентрализация и проведение местных выборов оказались под угрозой срыва – Березюк
Фракции коалиции предлагают создать следственную комиссию по тарифам ЖКХ
Отказ коалиции поддержать Закон об оппозиции будет означать, что она боится критики – Шуфрич
Коррупция в Кабмине, отчет Гонтаревой и закон об оппозиции. Планы Рады на де