Кому и зачем нужны "приезжие" министры: подковерные схемы, "коты в мешке" и работа на Запад

4 декабря 2014, 07:30
В мире наем "легионеров" в правительства — не редкость, но их труды не всегда результативны

Иностранцев в Кабмин взяли за опыт и отсутствие коррупционных связей. Фото AFP

Назначение иностранцев в правительство, причем "пачкой" и за секунду до этого получившие украинское гражданство — беспрецедентный случай в нашей истории.

Все экспаты накануне вступления в должность одним росчерком пера Петра Порошенко резко стали украинцами, что вызвало волну критики. "Как соблюдать законы гражданам, если сам глава страны, гарант их не соблюдает?", — резонно разразились украинцы возмущением. "Неужели в 45-миллионной стране нет достойных?" — удивлялись другие.

Реклама

"Как можно пускать иностранцев на такие посты, там же доступ к гостайнам страны!". "Кто ответит за их ошибки? Они встали и уехали, а нам и нашим детям тут жить!". "Это явно политические маневры: сигнал Европе, мол, если нам не доверяете свои инвестиции и кредиты, так вот вам европейские лица", — пытались найти позитив четвертые. Так кому на самом деле выгоден "иностранный легион" и чего ждать дальше? 

"Десант". В Кабмин зашли четыре иностранца: на пост министра финансов была назначена американка украинского происхождения Наталья Яресько, министром экономического развития и торговли стал литовец Айварас Абромавичус, министром здравоохранения — грузин Александр Квиташвили, а на пост первого зама министра внутренних дел претендует грузинка Эка Згуладзе. "Згуладзе пока не назначили, ей еще не предоставили украинское гражданство. Как только она его получит, сразу займет пост первого зама главы МВД", — пояснил "Сегодня" советник министра внутренних дел Антон Геращенко. Отметим, что все четверо экспатов имеют американское образование, а вот гражданство Украины Порошенко предоставил им указом в день назначения. При этом они, став украинцами, автоматически должны лишаться своего прежнего гражданства, так как двойное у нас запрещено. Правда, мы знаем много примеров, когда этого не делают.

Реклама

Официальные ожидания. Президент Петр Порошенко и премьер Арсений Яценюк официально таким образом объяснили назначения "легионеров": министры с иностранными корнями помогут нашей стране реформировать экономику и социальную сферу, приведя их к европейским стандартам. "Их задача — провести налоговую реформу, уменьшив нагрузку на бизнес, но расширив базу налогообложения. Кроме того, оба министра имеют большой опыт в привлечении иностранных инвестиций, а потому можно надеяться, что им удастся под гарантии собственной репутации заманить в страну новых инвесторов", — считает руководитель Института медиамоделирования и политико-экономического анализа "Перспектива" Евгений Черненко. От Александра Квиташвили, по мнению эксперта, ожидается быстрое повышение качества предоставления медицинских услуг населению. "Квиташвили досталась, пожалуй, самая неблагодарная должность. Ему придется внедрять страховую медицину, менять систему отношений с поставщиками медпрепаратов, менять принципы обеспечения медицинских учреждений. Учитывая, что наиболее активными потребителями медуслуг являются пенсионеры (а они традиционно консервативны), то можно предположить, что в адрес Квиташвили очень скоро полетят критические стрелы. Впрочем, в Грузии он уже пережил нечто подобное", — отметил Черненко.

Реклама

"КОТЫ В МЕШКЕ"? Премьер Арсений Яценюк считает, что иностранцы в правительстве имеют преимущество перед своими украинскими коллегами: они не обладают какими-либо связями с украинскими бизнес-структурами. А потому априори не станут лоббировать чьи-либо интересы (заявление достаточно спорное, учитывая, что Яресько и Квиташвили работают с Украиной уже около 20 лет). Однако эксперты говорят, что у второго Кабмина Яценюка рисков больше, чем у первого. С точки зрения общества назначения людей из-за границы вызывают недоумение, сказал в комментарии "Сегодня" политолог Вадим Карасев: "Во всех смыслах это — сомнительная новация. Первое: что, нет у Блока Петра Порошенко кандидатов на ключевые посты? А смысл тогда голосовать за политическую силу, если потом из списка нельзя выбрать нужные кадры? Второе: почему авторитетом для нас являются Грузия и западные "варяги"? Что, у нас в стране на десятки миллионов человек нет своих толковых экономистов?". В то же время политолог отмечает, что видит резон в назначениях иностранцев на посты министра экономики (Айвараса Абрамовичуса. — Ред.) и министра финансов (Натальи Яресько. — Ред.) для того, чтобы контролировать расход правительством денег международных организаций: "Это я еще понимаю. А вот назначение главой МОЗ человека из Грузии (Александра Квиташвили. — Авт.) могу объяснить только тем, что нужен на этот пост человек, не обремененный украинскими коррупционными связями".

Игра Порошенко. Назначение иностранцев в Кабмин — проект Петра Порошенко, и по мнению Карасева, помимо прочего, это должно сдержать Арсения Яценюка: "Весь нынешний Кабмин сконструирован так, чтобы не дать возможность Яценюку получить "свое" правительство и сдерживать политические амбиции премьера. Любой внутренний конфликт теперь автоматические станет "достоянием" западных партнеров: "Вряд ли этот Кабмин сможет проводить эффективные реформы: он опять сформирован на коленке, с постоянными откладываниями, уточнениями и переуточнениями, и другими "полуинтригами". Новые министры — как "коты в мешке". У меня ощущение, что правительство опять долго лепили, но оно так и останется недолепленным, то есть будет таким же переходным, как парламент".

НЕТ РЕФОРМАТОРОВ. Неоднозначно к иностранцам в правительстве относится и Владимир Фесенко: "Это вынужденный эксперимент. Проблем, из-за которых было принято такое решение, несколько. В Украине сейчас дефицит реформаторов, которые могут, хотят и будут воплощать реформы. Второй момент — имиджевый. Общество больше доверяет иностранным реформаторам, чем своим. Рискует здесь БПП, так как они выступают инициаторами, но иностранцы не будут иметь прямой зависимости от политсил". В целом новый Кабмин, по мнению Фесенко, пока оценивать рано: "Рисков у этого правительства больше, чем у первого Кабмина Яценюка. Им необходимо заниматься реформами, в ходе работы неизбежно возникнут внутренние противостояния. Сказать насколько эффективной будет их работа, пока невозможно".