Колесников в Литве собирал рецепты от кризиса и перезапустил "Викинга"

27 января 2012, 07:19
Снег помешал вице-премьеру прогуляться по Вильнюсу

Памятник Шевченко стоит в центре Вильнюса, фото Дмитрия Короткова

Вице-премьер Борис Колесников вчера привез из Литвы рецепты реформ по дерегуляции экономики, перестройке ЖКХ и запуске украинско-литовского грузового поезда. Визит в Вильнюс планировался давно. Литва — относительно благополучная страна Евросоюза, и реформы, проведенные литовской властью, оказались более удачными, чем у других стран Восточной Европы. Получив, как и все, в 2009-м обвал экономики, литовцы не побоялись пойти на такие непопулярные меры как урезание льгот и поднятие НДС (с 21% до 24%), соединив их с существенным облегчением жизни бизнесу, который оградили от рэкета налоговой, СЭС и других госслужб. Правда, по европейским меркам, у литовцев скромные зарплаты — в среднем 400 евро (1400 литов, от есть 4200 грн), но зато они второй год растут вместе с экономикой.

Потому ранее откладывавшийся визит в Вильнюс стал особо актуальным теперь, когда президент дал понять, что реформы нужно форсировать. Помимо вице-премьера Бориса Колесникова, планировался также прилет министра ЖКХ Анатолия Близнюка, которому был бы полезен опыт литовцев по реформе его направления. Но свои коррективы внесла погода: именно вчера в Украине резко похолодало и, по нашей информации, премьер решил оставить Близнюка в Украине.

Реклама

ЖЭКИ И СНЕГ. Поэтому о реформе ЖКХ с министром экономики Литвы Римантасом Жилиюсом говорил Борис Колесников. Причем по итогам встречи он часть информации засекретил: "Если я сейчас расскажу все, что мы можем взять из литовского опыта, то не успею я долететь до Киева, как те, кто работает в ЖКХ, придумают, как это не делать". Но в общих чертах он объяснил, что при всей важности технологического переоснащения ЖКХ главную роль играет не это: "Можно сделать Манхэттен прямо на Троещине, вопрос в том, кто за это будет платить. И главное — чтобы при этом не переплатить". По словам вице-премьера, главное в реформе ЖКХ — при передаче этого монопольного рынка частным компаниям установить правильные экономические отношения между ними и городской властью. Только так можно заставить жэки работать на жильцов, а не просто сдирать прибыль. Справедливости ради заметим, что не все городские службы Вильнюса уже реформировались. По крайней мере, со снегом тут справляются хуже, чем в Киеве. Даже памятник Шевченко, к которому Колесников должен был положить цветы, накануне визита был покрыт снегом, и очищать его пришлось сотрудникам посольства.

Снег же помешал вице-премьеру прогуляться по Вильнюсу: он хотел пройтись пешком до памятника, но хозяева его отговорили — видимо, из-за плохо почищенных тротуаров.

НАГРУЗИТЬ "ВИКИНГА". Колесников также встретился с министром транспорта Элигиюсом Масюлисом, с которым познакомился в прошлом году в Киеве. И теперь Масюлис принимал Колесникова как старого знакомого в старинном ресторане "Ида Базар", где деловую часть совместили с небольшим фуршетом. Тем временем группа местной и украинской прессы в холле ресторана решала, как провести брифинг. Возникла проблема из-за того, кто будет задавать вопросы литовскому министру и на каком языке. Мы объяснили, что хотим задавать на русском. На что литовцы сказали: "Тогда будем задавать по отдельности, потому что наш президент Даля Грибаускайте запретила показывать чиновников, когда они говорят по-русски". В итоге сначала Колесников и Масюлис на русском, а потом еще Масюлис на литовском рассказывали нам, как решили главный вопрос их встречи — о регулярном запуске совместного грузового поезда "Викинг". В Украине этот проект малоизвестен, а вот в Литве о нем говорят много: еще с 2003 года из Клайпеды в Ильичевск ходит поезд с различными грузами, но маршрут загружен не на полную мощность. Причин две: во-первых, потеря времени из-за задержек на таможнях (маршрут лежит через Беларусь), во-вторых, поезд ходит нерегулярно и хозяевам товара приходится ждать, пока грузов насобирается на целый состав. Теперь уже летом "Викинг" начнет ходить ежедневно, да еще и по упрощенной таможенной процедуре.