Когда украинцы поедут в ЕС без виз, и почему вернулись бандитские разборки

4 марта 2016, 08:22
Итоги недели: ЕС хочет выборы на оккупированных территориях Донбасса уже в первой половине 2016-го

Фото: AFP

Очередная возможная отсрочка безвизового режима с ЕС уже не вызвала даже иронической улыбки. Для страны, которая ждет отмены шенгенских виз с 2012 года, лишний год не имеет значения. Тем более что для главных лоббистов безвизового режима сам процесс важнее результата, — а тут есть возможность еще год пиариться на теме и получать гранты.

Правда, власть со своими обещаниями немного прокололась. Но ведь никто не тянул главу МИД Павла Климкина за язык, когда он клялся насчет отмены "шенгенов" не позже июля.

Реклама

Но не тут-то было. Уже ясно, что вслед за Молдовой нас обойдет и Грузия. Украине вместо этого устроили целую безвизовую неделю Верховной Рады в Европарламенте, во время которой отечественным депутатам подробно рассказывали, почему нам пока не нужны поездки без ограничений.

Юрий Луценко изложил все эти пункты в своем блоге об итогах страсбургской недели. У него выходит, что: во-первых, ЕС в шоке от сирийских беженцев, а в Украине тоже война; во-вторых, надо подождать голландского референдума; в-третьих, европейский бизнес хочет отмены санкций против России; в-четвертых, в Украине процветает коррупция, а Рада не хочет даже ввести полноценное декларирование чиновников. Ну и в-пятых, у нас правительство, за которым нет парламентского большинства.

Пятый пункт, понятно, Юрий Витальевич прицепил, чтобы объяснить свое желание поменять правительство.

Реклама

Первый пункт — это правда, но ведь в декабре уже были сирийские беженцы и в Украине шла война, так почему же тогда Климкин уверенно заявлял про июль?! То же касается и второго пункта, который сейчас усиленно выдвигают, чтобы показать, что украинская власть ни в чем не виновата: о референдуме в Нидерландах по ассоциации с Украиной в декабре знали все. А тут он вдруг стал причиной...

Как можно привязать желание европейского бизнеса снова торговать с Россией к безвизовым поездкам в Украине, сказать трудно. Но вот четвертая причина — это действительно не в бровь, а в глаз. Так что выходит, что всех-то причин две: война и коррупция. И обе зависят от желания власти их решать. А так как желания этого не видно, то и безвизовый режим, вероятно, останется перспективой до лучших времен.

ЧЕГО ХОЧЕТ ШТАЙНМАЙЕР. Собственно, у власти уже в ближайшее время будет возможность доказать, что она хочет решить проблему войны на Донбассе. Глава МИД Германии накануне парижской встречи с коллегами по "нормандской четверке" заявил, что ждет выборов на неконтролируемых территориях уже в первой половине 2016 года.

Реклама

Вчера четверка собралась, и уже появились первые декларации, подтверждающие заявление Франка-Вальтера Штайнмайера. Но для проведения выборов украинский парламент должен принять закон о них. Пока же от провластных депутатов слышны только доводы в пользу того, что выборы проводить нельзя. Что там продолжаются бои, что там нет украинских СМИ и что там нет украинских партий. Все это правда, но...

Выборы в 2014 году проводились во время более активных боевых действий, и тогда это никому не мешало. Украинские СМИ все желающие и сейчас смотрят или читают в "ДНР/ЛНР" по интернету, а для остальных нет никакой разницы, появятся ли в их телевизорах запрещенные каналы. Что касается украинских партий, то неужели кто-то всерьез верит, что если дать украинским политикам агитировать на неконтролируемых территориях, то у тамошних граждан тут же изменится мышление?!

Объективно говоря, украинским политикам и на контролируемых территориях никто не верит. А если пустить Тягнибока или Яроша агитировать в т.н. "ДНР/ЛНР", то там проголосуют не только за Захарченко с Плотницким, но и за Кадырова.

Выборы на неконтролируемых территориях нужны не для того, чтобы в горсовете Донецка появился один представитель БПП (за "Батькивщину" или "Свободу" там и в мирном 2012-м никто не голосовал). Они нужны, чтобы на Донбассе восстановилась легитимная власть, с которой можно будет вести переговоры.

Да, это будут сложные переговоры, поскольку позиции украинской власти и Донбасса не сходятся гораздо сильнее, чем позиции украинского народа и Донбасса. Но это будут переговоры, а не война. А отсутствие войны — это тысячи спасенных жизней, инвестиции в экономику и безвизовый режим. Удивительно, что это понимает Штайнмайер, но не понимает парламентское большинство.

ТАРИФОЦИД. Впрочем, Украина уже давно убедилась, что власть живет не в том измерении, в котором живут все остальные. Только так можно объяснить мартовское повышение тарифов на электроэнергию на 25%, апрельские планы повысить цену на газ на 50% и на отопление на 80%, а также сентябрьские планы еще раз поднять тариф на электроэнергию на 25%.

Во власти, похоже, всерьез думают, что у украинцев после двух лет затягивания поясов еще остались под подушками скрытые резервы и что при средней зарплате в стране в 4,3 тысячи платить только за отопление трехкомнатной квартиры 2 тысячи не составит проблемы.

Если прошлогодние повышения тарифов на все украинцы со скрипом, но пережили, то нынешние планы власти явно нуждаются в корректировке. Потому что в лучшем случае субсидии придется оформлять 90% населения (а это уже нонсенс), а в худшем будут массовые неплатежи, как в 90-х.

БРИГАДА: РЕМЕЙК. Возвращение в 90-е ощущается не только в массовом обнищании населения. За последние недели произошло сразу два громких заказных убийства — мэра Старобельска и близкого к харьковскому мэру бизнесмена. Бандитские 90-е, которые, казалось, стали историей в виде запрещенных ныне на украинском ТВ "Бригады" и "Бандитского Петербурга", возвращаются в сегодняшнюю украинскую реальность.

Предпосылок для этого немало. Оружия у населения на руках сейчас больше, чем когда бы то ни было со времен Великой Отечественной. Но это только один фактор. Второй — обесценивание понятия частной собственности.

Бегство прошлой власти за границу оставило без присмотра массу объектов собственности, которые тут же начали делить. Но первый передел никогда не является окончательным — он лишь ведет к расширению числа желающих отхватить свой кусок и числа тех, чей кусок хотят отхватить. Поэтому Украина вернулась в середину 90-х, когда происходил массовый отстрел самых быстрых самыми смелыми, а самых смелых — самыми умными.

На "самых умных" процесс может остановиться, если в стране восстановится стабильность и не произойдет новой революции. Но такой гарантии никто сейчас не даст. Наоборот, Леонид Кравчук (да и не только он) рассказывает, что чует запах шин.