Какой может быть новая Конституция Украины, и когда ее сможет принять Рада?

12 ноября 2014, 07:20
Готового проекта Конституции нет, признают члены рабочей группы, а предложенные летом Порошенко изменения вызывали много споров и, по мнению экспертов, были декоративными

Проекта основного закона пока нет. Фото: из архивов "Сегодня"

В первых числах июля президент Украины Петр Порошенко внес на рассмотрение Верховной Рады проект изменений в Конституцию. "Противоядие от федерализации", – так сам гарант основного закона окрестил тогда свои предложения. Децентрализация, серьезное расширение полномочий местных и региональных властей — в том числе бюджетных, во избежание разговоров, кто кого кормит, и языковых... Фактически принятие этого проекта позволило бы, скажем, донецким властям самим решать вопрос об особом для них статусе русского языка. "Это (изменения в Конституцию — ред.) самая главная часть моего мирного плана, который так или иначе будет реализован по окончанию АТО", – сказал тогда Порошенко.

После внесения в парламент, проект изменений в Конституцию был направлен в Венецианскую комиссию. В конце октября заключение было получено: как отметили в пресс-службе ведомства, там идеи Порошенко одобрили.

Реклама

"Сегодня.ua" решила разобраться, вернутся ли к этому проекту депутаты, и какой может быть новая украинская Конституция.

НЕТ ПРОЕКТА. На самом деле работа комиссии по подготовке проекта изменений в Конституцию и летом шла негладко, а некоторые депутаты ее откровенно блокировали, – признает в беседе с нами "ударовец" Валерий Карпунцов.

"Я лично работал в этой комиссии, и могу откровенно сказать: ее работа блокировалась. То представители Партии регионов не ходили, то говорили что еще не готовы", – рассказывает он.

Реклама

В итоге, по словам Карпунцова, собственно, готового проекта новой Конституции нет, есть ряд наработок, но не более того.

С ним согласен секретарь специальной конституционной комиссии, нардеп Юрий Деревянко. "Работа (комиссии — ред.) фактически была остановлена, потому что не было соглашения политических сил и групп относительно вариантов, которые рассматривались", – говорит он.

Более того, по информации Деревянко, до конца даже не понятно, что именно отправили в Венецианскую комиссию. "Там был некий странный документ, где было предложение, а под ним несколько альтернативных предложений, при этом ни одно из альтернативных предложений не было выделено по приоритетности", – добавляет парламентарий.

Реклама

Венецианская комиссия, по его словам, согласилась рассмотреть этот "неформатный документ", лишь "учитывая ситуацию в Донбассе, и наши ожидания что это (его принятие — ред.) остановит войну".

Однако, этого не произошло.

ПО-НОВОМУ. Вероятнее всего, речь пойдет уже о принципиально ином проекте изменений, говорят члены парламентской комиссии. "Мне кажется, будет написано что-то совершенно новое", – заявил "Сегодня" депутат Сергей Терехин ("Батькивщина").

Более того, по его словам, Конституция на сегодняшний день — один из предметов коалиционных споров. "Насколько я знаю, ведутся переговоры в рамках согласительной группы по подписанию коалиционного соглашения, – какие базисные изменение необходимо вносить в Конституцию", – добавляет собеседник издания.

По мнению Терехина, камень преткновения – по-прежнему распределение полномочий между центром и регионами, а также между президентом, премьером и парламентом. "Насколько я знаю от участников переговоров, дискуссии идут весьма жарко", – резюмирует нардеп.

Кстати, вопрос перераспределения властных полномочий еще летом так и не был окончательно согласован, говорит Юрий Деревянко. "Вопросы, которые касались перераспределения полномочий между правительством и президентом, включая прямые выборы губернаторов, не принимались. И в этом созыве парламента вряд ли могут быть приняты, поскольку по их поводу могут возникнуть слишком много противоречий", – рассказывает нардеп.

С коллегами солидарен и бывший вице-спикер от "Свободы" Руслан Кошулинский: "Будут искать баланс между президентской и парламентской формами правления".

ЧТО И КОГДА. Нардепы уверены — говорить о скором принятии изменений в Конституцию вряд ли стоит. Хотя, безусловно, это произойдет — возможно, постепенно, и пока в вопросах, которые не вызывают ожесточенных споров.

По мнению Карпунцова, первоочередным является вопрос изменения системы правосудия, а также статуса прокуратуры.

"Сейчас реальным выглядит только вопрос децентрализации, в том числе, и касательно того, чтобы деньги были отданы на места, чтобы депутаты местных органов власти влияли на использование этих средств. У меня нет сомнений, что этот вариант может быть поддержан", – говорит Деревянко.

"Децентрализация – это единственный вопрос, который имеет понимание в обществе. По остальным вопросам, на самом деле, изменения в конституцию – это референдум. Это найлегитимнейший способ", – подчеркивает Руслан Кошулинский.

"Есть два варианта: – делится с "Сегодня" нардеп Павел Розенко ("УДАР"). – Согласовать те моменты, которые были проговорены ранее, в том числе очень быстро провести реформу местного самоуправления. С другой стороны – нужно время для того чтобы действительно внести системные изменения. Коалиционные переговоры еще не завершены – но текст коалиционного соглашения обязательно будет содержать ответы (на вопросы конституционных изменений — ред.)".

Что же касается сроков принятия новой Конституции, то, по словам депутатов, это уж точно не вопрос первых месяцев работы Рады. Могут дотянуть в итоге и до плановых местных выборов осенью 2015 года, замечает Кошулинский. По мнению Терехина, с новым основым законом украинцы смогут жить не раньше 2016 года.

В свою очередь, опрошенные "Сегодня" эксперты уверены: изменения, предложенные Петром Порошенко, были весьма декоративными. "Были предложения внести изменения в Конституцию по поводу местного самоуправления и отправили их в Венецианскую комиссию, она их в целом одобрила. Но эти изменения являлись декоративными и существенно ничего не меняли. Ведь предусматривалось право для президента назначать своих представителей на местах с небольшими полномочиями, а местные советы могли бы избирать свои исполкомы, имеющие главную власть. Это принципиально ничего бы не изменило в системе полномочий", – говорит политолог Александр Палий.

"Если менять Конституцию, то в нее нужно вносить действительно много важных изменений, которые, например, позволят чаще проводить выборы, удешевив избирательные кампании. Партии, прошедшие в парламент, не предлагали еще никаких изменений – им было не до того, потому что они в выборах участвовали. Нам сейчас нужны фундаментальные изменения, не усиливая власть то ли президента, то ли парламента, а то, что изменит базовые основы работы государственных органов к лучшему", – резюмирует он.

"Любая Конституция должна ответит на вопрос устройства государства, распределения властных полномочий – кто за что отвечает и каковы полномочия у президента, парламента, кто формирует правительство, а также определить вопрос взаимодействия между государством и обществом. Но пока что мы не знаем, в каком вопросе двигаются наши законодатели, формируя изменения. Однако изменения в Конституцию нужны, потому что по событиям на Донбассе мы видим, что Конституция уже не является объединяющим фактором и фактором стабилизации. Нужна новая Конституция, которая устроит всех", – согласен Кость Бондаренко.