Какие шансы на введение военного положения в Украине: мнение эксперта

10 июня 2015, 17:08
По словам Фесенко, если возникнут реальные причины ввести военное положение, оно может распространяться лишь на некоторые регионы и ограничиться не полным перечнем мер

Вводить военное положение в Украине пока не будут, уверен эксперт. Фото AFP

Для введения на всей территории Украины военного положения на данный момент нет предпосылок, уверен политолог Владимир Фесенко. Закон, оговаривающий правовой режим военного положения, сегодня был опубликован в официальной газете Верховной Рады "Голос Украины". 

"Закон этот принят не для того, чтобы уже сейчас вводить  военное положение. Таких планов нет, и Порошенко об этом сказал во время ежегодного послания к парламенту. Президент даже привел серьезные аргументы, почему он против введения военного положения. Думаю, он это сделал не случайно", – заявил Фесенко в комментарии "Сегодня.ua". Напомним, свое решение не вводить военное положение президент объяснил тем, что такая мера существенно ограничила бы свободы граждан.

Реклама

По мнению политолога, введение военного положения возможно лишь в случае масштабной эскалации конфликта либо внештатных ситуаций в определенных регионах – например, террористические акты, сепаратистские выступления. "Помимо Донецкой и Луганской областей, где это может быть потенциально связано с возобновлением масштабных военных действий, речь может идти о регионах, которые граничат с этой территорией, а также о Херсонской области, которая находится на границе с Крымом. Но введения военного положения по всей стране не будет, я в этом уверен на 90%", – сказал Владимир Фесенко.

При этом он считает, что даже при введении военного положения может быть задействован не весь перечень мер, оговоренный в законе. "Если начнутся масштабные военные действия, в Донецкой или Луганской области, скорее всего, придется вводить военное положение в полном объеме, а в соседних областях – если будет необходимость, могут использовать не весь объем инструментария. Например, на юге Харьковской области надо будет задействовать транспортные средства для подготовки фортификационных сооружений, но вводить комендантский час в Харькове нет смысла. Но все зависит от ситуации: не будет повода для введения военного положения, не будет военного положения", – считает Владимир Фесенко.  

Напомним, согласно закону "О правовом режиме военного положения", при издании соответствующего указа президента военное командование совместно с военными администрациями  получают ряд полномочий, в частности, могут устанавливать усиленную охрану важных объектов национальной экономики, вводить особый режим их работы, вводить трудовую повинность для трудоспособных лиц, использовать мощности и трудовые ресурсы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для нужд обороны, принудительно отчуждать имущество, которое находится в частной или коммунальной собственности, изымать имущество госпредприятий для нужд государства.

Реклама

Кроме того, военное командование и военные администрации могут вводить комендантский час, а также "интернировать (принудительно переселять)" граждан других государств, которые угрожают нападением или осуществляют агрессию против Украины. Они также могут ограничивать свободу передвижения граждан, проверять документы, а в случае необходимости, осуществлять осмотр помещений, вещей, грузов, служебных помещений и жилья граждан, запрещать проведение массовых мероприятий, поднимать вопрос о политических партиях и общественных объединениях, деятельность которых направлена на ликвидацию независимости Украины, подрыв безопасности и изменение конституционного строя.

В условиях военного положения военное командование и администрации могут регулировать работу предприятий и телекоммуникаций, полиграфических предприятий и издательств, запрещать торговлю оружием, сильнодействующими химическими веществами, алкогольными напитками; устанавливать особый режим в сфере производства и реализации лекарств, в состав которых входят наркотические средства.

Кроме этого, военное командование и администрации могут изымать у граждан, находящихся на территории областей, в рамках которой ведутся боевые действия (кроме граждан, которые самостоятельно или в составе добровольных объединений выразили желание защищать территориальную целостность и безопасность государства и в установленном законом порядке сообщили о своем существовании Вооруженные Силы Украины), огнестрельное оружие и боеприпасы, холодное оружие, а у предприятий, учреждений и организаций также учебную и боевую технику, взрывчатые, радиоактивные вещества и материалы, сильнодействующие химические и ядовитые вещества. Они могут также устанавливать для физических и юридических лиц военно-квартирную повинность по расквартированию военнослужащих.