Как США меняют курс на прекращение войны на Донбассе

31 мая 2017, 08:03
СМИ сообшают, что между Россией и США выстраивается новая стратегия по возобновлению отношений, а для управления новыми усилиями по Украине хотят назначить специального посланника

Трамп погряз во внутренних скандалах, ему угрожает импичмент. Фото:AFP

У Администрации Трампа есть план, как сдвинуть Минский процесс с мертвой точки. Назначение нового спецпредставителя в Госдепе по вопросам Европы и Евразии, по мнению Вашингтона, должно ускорить процесс мирного урегулирования военного конфликта на Донбассе. Именно об этом на днях вышла статья в The Washington Post. По сути, информация – не новая. Сразу после встречи с Дональдом Трампом глава украинского МИДа Павел Климкин заявил, что США готовы присоединиться к переговорному формату с Россией по Донбассу. На деле же оказалось, что речь идет об активизации старой переговорной площадки "Нуланд-Сурков". Поиск кандидата на замену бывшего помощника госсекретаря продолжается уже несколько месяцев. Один из претендентов – бывший посол США в НАТО Курт Волкер. Но вряд ли можно с уверенностью говорить, что именно его и назначат в Госдеп к Рексу Тиллерсону. Ведь в новой американской Администрации еще не решили, кто будет заниматься украинским досье на самом высоком уровне. При президенте Бараке Обаме вопросами Украины опекался на тот момент вице-президент Джо Байден. Украина, по словам аналитиков, была его любимым детищем. Будет ли украинское досье вести нынешний вице-президент Майк Пенс – вопрос открытый. Штаты пока даже не сформировали четкую внешнеполитическую стратегию, не говоря уже о своей политике по отношению к Украине.

Как раз во время первого зарубежного турне президента США Дональда Трампа профессор международных отношений Джорджтаунского Университета и бывший специальный помощник по национальной безопасности президента Барака Обамы Чарльз Купчан на страницах Financial Times описал, как Дональд Трамп может закончить войну в Украине. По его мнению, Вашингтону нужно играть более весомую роль в переговорах по реализации Минских соглашений.

Реклама

"Администрация Барака Обамы активно приобщалась к этим переговорам, но все же отдала роль лидера Берлину и Парижу по просьбе европейцев. Вашингтон теперь должен занять центральную роль, объединившись с немецкими и французскими лидерами, чтобы надавить на Москву и Киев довести выполнение (Минских – Авт.) соглашений до конца. И первым шагом Трампа должно стать назначение специального представителя (в Госдепе – Авт.) для переговоров относительно Украины", – пишет Чарльз Купчан в Financial Times.

Неделю спустя обозреватель The Washington Post Джош Рогин в своей статье отметил, что во время визита канцлера Германии Ангелы Меркель в Вашингтон на переговоры с Дональдом Трампом последний четко дал понять: вопросы безопасности в Европе и украинский кризис – дело самой Европы. Но после встречи хозяина Белого дома сначала с главой российского МИДа Сергеем Лавровым, а затем украинского Павлом Климкиным свое мнение Администрация, судя по всему, изменила.

"Между Россией и США на уровне ведомств выстраивается новая стратегия по возобновлению отношений между странами при содействии ведомства вице-президента США Майка Пенса. Тиллерсон хочет назначить специального посланника от Госдепартамента, чтобы управлять новыми усилиями по Украине. Задачей этого спецпосланника будет поддерживать дипломатический канал с помощником президента РФ Владиславом Сурковым", – пишет Джош Рогин в The Washington Post.

Реклама

Пока Вашингтон не подтверждает информацию о том, что именно вице-президент Майк Пенс будет вести украинское досье. Хотя бывший посол США в Украине Джон Хербст в беседе с "Сегодня" не исключал такой возможности. Также непонятно, кто в Госдепе заменит Викторию Нуланд, которая курировала вопросы Европы и Евразии и довольно часто встречалась с помощником президента РФ Владиславом Сурковым, которого называют архитектором аннексии Крыма, сепаратизма и последующей российской интервенции на Донбасс. "Преемник Нуланд подыскивается, наверное, если не с момента инаугурации, то уже пару месяцев точно. Даже назывались потенциальные кандидаты. Один из них – Курт Волкер, исполнительный директор Института Маккейна, бывший посол США в НАТО, чрезвычайно опытный дипломат. Есть и другие претенденты, были дискуссии, насколько это должен быть или дипломат, или политическая фигура. Поэтому я думаю, что особенная новизна (вовлеченности США в переговорный процесс с Россией по Донбассу – Авт.) может заключаться только в уровне заангажированности США и новой Администрации в процесс урегулирования", – сказала "Сегодня" директор Института мировой политики Алена Гетьманчук.

Несмотря на многочисленные публикации в западной прессе, США вряд ли начнут активно включаться в "нормандский формат" и Минский процесс. Особенно очевидным это стало после обмена любезностями Трампа и Меркель на саммитах НАТО в Брюсселе и G7 в итальянской Таормине. Канцлер Германии осталась недовольной переговорами с президентом США по климату. Последний раскритиковал Берлин за существенный перевес экспорта Германии над импортом по сравнению с другими европейскими странами и засилье немецких машин на американском рынке. С новоизбранным президентом Франции Эммануэлем Макроном у Дональда Трампа с теплым общением также не сложилось. Макрон сравнил Трампа с президентами России и Турции, мол, они выходят из позиции силы, а рукопожатие с Трампом назвал "моментом истины".

"Пока что это идет разведка боем. Сегодня вряд ли можно ожидать какой-то взвешенной внешнеполитической стратегии США относительно России. Трамп погряз во внутренних скандалах, ему угрожает импичмент (в США 10 городов призывают Конгресс начать процедуру импичмента – Авт.), продолжается расследование (о вмешательстве РФ в американские выборы и связях окружения Трампа с Кремлем – Авт.), соответственно он будет занят именно этой проблематикой – как бы защитить свою легитимность. И на саммите Большой семерки они фактически разругались. Единственное, чего они достигли – это продолжить санкции", – сказал "Сегодня" директор Института внешней политики Дипломатической академии при МИД Украины Григорий Перепелица.

Реклама

По словам экспертов, пока США не выработают четкую внешнеполитическую стратегию не только по отношению к Украине и России, но и по отношению к Евросоюзу, ждать серьезных подвижек в имплементации Минских соглашений не стоит. Даже если Штаты определятся с преемником Виктории Нуланд в Госдепе. Ведь здесь не так важны персоналии, как рычаги давления на Кремль. Одним из таких, по мнению Джона Хербста, может стать не только продолжение, но и ужесточение санкций против РФ. Такая возможность сейчас активно обсуждается в Конгрессе США. Но политическое решение еще не принято.

Правда, после переговоров Путина с Макроном в Версале, последний не только жестко раскритиковал Россию, а Russia Today и Sputnik назвал пропагандистскими ресурсами, но и не исключил ужесточения санкций против Москвы. Примечательно, что сразу после этой встречи пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что на днях состоится телефонный разговор лидеров "нормандской четверки". Почву готовили заместители глав МИД, которые вчера заседали в Берлине. Правда, тему наполнения "Дорожной карты" – пошагового плана имплементации Минских соглашений не поднимали (о ее разработке лидеры "нормандской четверки" договорились во время последней встречи в Берлине 19 октября прошлого года). Процесс тянется почти 8 месяцев, а результата нет до сих пор. Надеяться на то, что Россия выполнит свою часть Минских соглашений хотя бы в области безопасности – прекратит огонь, выведет с Донбасса своих наемников и технику, отдаст Украине контроль над границей – не приходится. Ведь до сих пор непонятно, как Кремль будет разыгрывать карту Донбасса в своей предвыборной президентской гонке.

Западные аналитики предостерегают, что затягивание процесса только на руку России. Запад, в особенности США, должны быть более решительными. Как максимум – предоставить Украине летальное оружие, как минимум – не урезать военную помощь Киеву. "Если Украине будет отказано в средствах для собственной защиты, она, вероятно, не выдержит влияния России и остальной части бывшего Советского союза, и это влияние распространится на Запад. Восточная Европа будет жить в тени войны, этнополитической напряженности и реальности возможной территориальной "ампутации", как это произошло в Украине. Как писал Шерман Гарнетт, который работал в Фонде Карнеги, Украина – краеугольный камень в европейской архитектуре безопасности. Ее падение или дезинтеграция повлечет за собой дезинтеграцию европейской безопасности", – написал в своей колонке для Atlantic Council старший сотрудник American Foreign Policy Council Стивен Бланк.