Министерство информационной политики: спешка, протест и множество вопросов

3 декабря 2014, 13:55
Журналисты и гражданские активисты выступили против нового органа, а взгляды депутатов разделились

Баннер в ложе прессы ВР. Фото: Д.Нинько, Сегодня.ua

О решении создать новое министерство – министерство информационной политики – стало известно вечером 1 декабря. Фракция БПП, за исключением шести народных депутатов, проголосовала "за".  Для Украины решение оказалось спонтанным, скандал не заставил себя ждать.

На следующий день заседание в Раде начиналось с акции протеста – журналисты и гражданские активисты выступили против создания "министерства правды". К митингующим перед Радой присоединились и народные депутаты от БПП Сергей Лещенко и Мустафа Наем. Плакаты против создания министерства просочились и в парламент – их носил с собой Лещенко, а позже баннеры развернули и в ложе прессы. Правда, ненадолго – отобрали бойцы Нацгвардии.

Реклама

Нардеп от БПП Ирина Геращенко с самого утра пыталась убедить журналистов, что новый орган в их работу вмешиваться не будет. Вторил ей и соратник Юрий Луценко, заявив, что никаких указаний или стандартов для журналистов новое ведомство не будет иметь права вводить и не ставит перед собой таких задач.

 "Министерство информационной политики будет заниматься координацией усилий по налаживанию информационных потоков в противостоянии российской агрессии. Это министерство не будет выдавать указания, оно будет производить течение, задавать определенные точки, которые должны нас защитить от информационной агрессии", – отметил политик.

Однако, убедить не получилось, ведь до сих пор непонятно, какие функции будут у министерства, какие вопросы оно будет контролировать и откуда будет брать деньги на свою работу, ведь его создание лишь увеличит и без того довольно раздутый чиновничий аппарат. Более того, нельзя исключить вероятность того, что министерство будет осуществлять давление на СМИ, прикрываясь требованиями информационной безопасности.

Реклама

"Министерство информационной политики, положение о котором мы не видели, мы не знаем какого монстра мы создаём. Более того, мы не знаем функционала, и самое страшное, что мы сейчас создаём ресурс и орган, который может оказаться в других руках. Сегодня это одна кандидатура, завтра её могут уволить и получить другого человека. И как будет он внедрять эту информационную политику – мы не знаем", – считает Мустафа Наем.

В то же время в Раде звучали мнения, что новое министерство создается исключительно под одного человека – кума президента Петра Порошенко Юрия Стеця, который до этого возглавлял управление национальной безопасности Нацгвардии.

Как рассказал соратник Наема, Сергей Лещенко, изначально планировалось, что будут обсуждены все положения по министерству, потом пройдет дискуссия между профильными организациями и медиапространством, а потом уже вопрос будет поставлен на голосование. Однако, оказалось все иначе. Кандидатура Юрия Стеця на должность министра информационной политики была в списке кандидатов в Кабмин, который Рада собиралась голосовать пакетом.

Реклама

Как объяснил министр юстиции Павел Петренко, после назначения главы министерства уже сам Кабмин определит порядок, функциональные обязанности и сферу работы органа.

Сам же Стець в кулуарах убеждал журналистов, что он выступает за идею публичного обсуждения этого вопроса. Однако, такого обсуждения так и не произошло – вечером депутаты все же проголосовали назначение Кабмина пакетом, в том числе поддержали и кандидатуру Стеця. Отметим, что Кабмин набрал 288 голосов, не в последнюю очередь благодаря тому, что в списке был министр информационной политики. Многие депутаты в сессионном зале просили вынести этот вопрос за рамки, или хотя бы заслушать пояснения Стеця о будущем министерстве, однако их просьбы остались без внимания, что и отразилось на их голосовании.

Но, все же, об  основных задачах скандального министерства Стець вкратце рассказал журналистам.

"Первое логичное решение, которое должно быть – это внедрение разработанной стратегии информационной политики в государстве, которая отсутствует. Второе – это очевидно, концепция информационной безопасности в состоянии войны, в котором мы сейчас находимся, активной геополитической, информационной, в том числе, войны с Россией. И третье – это внутренняя коммуникация всех органов, которые могли бы работать, в том числе в вопросах Ddos-атак и кибер преступности, которая есть, и тех угроз, которые есть сейчас", – сказал он.

Опасения о цензуре в СМИ Стець отметает: "Я думаю, в этой стране это невозможно. И если бы это началось – в одну секунду было бы прекращено, в том числе и медиасообществом, и обществом", – сказал он. По его словам, ни как народный депутат, ни как министр по вопросам информационной политики он не обладает полномочиями каким-либо образом вмешиваться в работу СМИ.

"Мы это проговаривали ещё в то время, когда было создано управление информационной безопасности Нацгвардии (которое Стець возглавляет – Авт.) и где-то месяцев пять шла дискуссия о том, что нужно создавать какую-то институцию на государственном уровне, которая могла бы противодействовать внешнему агрессору в первую очередь", – добавил он.

Еще один нардеп от БПП, Сергей Каплин, в кулуарах рьяно защищал идею создания министерства – правда называл его министерством пропаганды.

"Это то, что просто бы уничтожило сепаратизм как таковой, как только он появлялся в стране. Это министерство пропаганды, министерство информационной политики – как бы вы его не назвали – это будет министерством пропаганды", – подчеркнул депутат.

Но и Каплин отмечал, что мнения даже его однопартийцев по поводу целесообразности формирования нового министерства разошлись.