Как прошла ночь, в которую приняли Конституцию: коньяк, стихи и мороженое

28 июня 2015, 08:00
При последнем голосовании статьи о языке роль сыграл голос крымчанки

Несмотря на то, что все были сонными, радость была искренней

Реклама

Депутаты II созыва рассказали "Сегодня" о том, как принимался первый вариант украинской Конституции 1996 года. Напомним, они просидели в зале всю ночь с 27 на 28 июня, так как в случае непринятия документа им грозил роспуск. Чтобы не заснуть, депутаты выпили почти весь кофе в буфете: он работал всю ночь. Не обошлось и без спиртного: ночью нардепы пили коньяк в честь дня рождения вице-спикера Виктора Мусияки. Экс-депутат Роман Бессмертный вспоминает, как депутату Михаилу Сироте вместо кофе налили коньяк в кофейную чашечку: "Он выпил его, но не подал виду". А сам факт принятия документа уже утром отметили шампанским в отеле "Киев". 

Как рассказал "Сегодня" Бессмертный, рабочая группа Михаила Сироты работала над Конституцией с марта 1996 года, будучи непризнанной, и только 1 мая их пригласил на обсуждение проекта спикер Александр Мороз: "Парадоксальность ситуации в том, что в рабочей группе было только два юриста — Александр Лавринович и Александр Новиков, она написана политиками. Сама ночь голосования для меня была одной из многих за все четыре месяца работы над проектом... Я никогда не забуду вареники, которые нам носила жена Владимира Стретовича, пока мы вычитывали тексты..."

Реклама

Зал во время заседаний Конституционной комиссии Верховной Рады Украины, март 1996 г. Фото: dazo.gov.ua

Как рассказал "Сегодня" экс-нардеп Владимир Яворивский, часть статей и разделов Конституции голосовались быстро, но по некоторым шли ожесточенные споры.

"Сложнее всего было с 10-й статьей — о языке. Уже после пятого-шестого провального голосования Сергей Головатый предложил прописать фразу о защите русского языка и других языков нацменьшинств. Это немного успокоило зал, но голосов все равно не хватало: коммунистов и крымчан возмущала фраза, что русский язык — язык нацменьшинства. Приняли статью только с 12-го раза".

По словам депутата, при последнем голосовании роль сыграл голос крымчанки: "У нас была группа крымчанок, которые принципиально не голосовали за 10-ю статью. В какой-то момент я сходил в буфет и купил им мороженого, и их души немного растаяли… Я начал уговаривать их голосовать, и пока мы общались, мороженое начало капать им на платья. Тогда большинство ушли в туалет, а одна, самая умеренная, осталась. И вот она все-таки поддержала статью. А тогда не хватало одного-двух голосов, так что это сыграло роль".

Реклама

Зал Верховной Рады в день принятия Конституции Украины, 28 мая 1996 г. Фото: dazo.gov.ua

А еще с утра по Раде ходил шуточный стишок, вспоминает политик: "Мусияке исполнялось 50 лет, и с утра депутаты придумали стишок: "П’ять десятків Мусіяці, комуністів б’ють по сраці". Спорили также о гербе и гимне, отмечает Яворивский: "Были у нас депутаты, которые кричали про тризуб: "Зачем нам эти вилы?" А часть статей проваливали из-за того, что депутаты выходили в буфет поесть, курильщики бегали покурить, и не хватало часто их пары голосов".

Депутаты подбрасывают докладчика по тексту Конституции Украины Михаила Сироту, утро 28 июня 1996 г. Фото: uateka.com

К утру все были как сонные мухи, говорит Яворивский: "Зато, когда появился президент Леонид Кучма, осталось одно голосование. После мы вышли на ступеньки под Радой фотографироваться, и глаза у всех светились".