Янукович после эфиров рассказывал анекдоты о политиках, а Кравчук просил отпустить его с ток-шоу на охоту

28 января 2011, 07:54
Телеведущие, которым доводилось брать интервью у первых лиц Украины и России, рассказали нам, как проходило общение в эфире и о чем говорили после съемки.

С Медведевым. Наши ведущие отметили энергичность президента РФ. Из личного архива О. Панюты

Интервью с первыми лицами страны, как правило, тщательно подготовлены. Но в любом случае, телеведущие наблюдают много того, что не видно зрителю в телевизоре. Какие впечатления оставили им интервью с президентами? Об этом лица украинских каналов рассказали "Сегодня".

Ведущая Первого Национального Светлана Леонтьева общалась с Виктором Януковичем и Дмитрием Медведевым. "Уже не помню, по поводу какого события мы общались с Януковичем, — говорит Светлана, — разговор пришелся на декабрь 2003 года (тогда Светлана работала в программе "Подробности" на "Интере". — Авт.). Приехал премьер-министр буквально за несколько минут до начала прямого эфира, потому очень быстро его загримировали и привели в студию. Все прошло очень динамично, и мы на удивление хорошо вложились в хронометраж, получив ожидаемые ответы. Я всегда удивляюсь умению дипломатов отвечать на вопросы, не отвечая по существу. Вот и Виктор Федорович, как многие политики, владеет высоким искусством, чтобы потом не пришлось отвечать за не то сказанное. При разговоре его волнение и напряжение чувствовалось сразу. Например, на первый вопрос он отвечал намного медленнее, чем на третий".

Реклама


С Януковичем. Светлана отмечает его умение "отвечать на вопросы, не отвечая по существу". Из личного архива С. Леонтьевой

А в этом году Леонтьева с коллегами из двух других телеканалов ездила брать интервью у президента России Дмитрия Медведева накануне его визита в Украину. "Ему хотелось создать о себе хорошее впечатление, — считает Светлана. — Хотя мы услышали и неожиданные заявления, в том числе о намерении объединить "Нефтегаз" с "Газпромом". Нас долго проверяли на КП перед встречей с президентом в его резиденции "Горки 9". Внутри, в гостевом домике всю делегацию угостили кофе с расстегаями. Съемку делал телеканал РТР — там были 4 РТР-овские камеры и их операторы. В кабинете во время интервью предложили остаться только журналистам, а наши продюсеры и операторы в зале для совещаний наблюдали за происходящим по большому монитору.

Помню, когда я представлялась, то Дмитрий Анатольевич сказал, что его жену тоже зовут Светлана. Он ответил на наши вопросы (каждый задавал по два и они были заранее согласованы) раньше, чем предполагал хронометраж. И тогда я задала вопрос, который ни с кем не согласовывала — о том, что его корни по материнской линии тянутся к Белгородской губернии, земли которой раньше входили в состав Киевской губернии, не собирается ли он проследить их. Президент улыбнулся и сказал, что это неизвестно еще, кто куда входил и к кому присоединился. И рассказал, что, действительно, его предки, возможно, и имеют украинские корни. И что в речи его бабушки, учительницы русского языка и литературы, было много колоритных украинских слов.

Реклама

Когда закончилась беседа, президент поблагодарил нас, но я сказала, что нам обещали неформальное общение. Медведев удивился: "Да-а? Так давайте общаться!". Он сразу посетовал: "Как жалко, что я не успел сказать в кадр, что моя бабушка так вкусно варила борщ — больше я такого никогда не ел!".

В общем Дмитрий Медведев произвел впечатление человека очень энергичного, который четко знает, чего он хочет, и запомнился крепким рукопожатием".

ОЛЕГ ПАНЮТА. Был на том интервью и ведущий программы "Подробности" телеканала "Интер" Олег Панюта, которого Медведев, среди прочего, удивил тем, что он "не такой маленький, как о нем говорят". Также Панюта вспомнил о своем общении с Ющенко и Януковичем. Олег считает, что экс-президенту было свойственно растекаться мыслью по древу, причем, вне зависимости от периода, хотя "если вопрос звучал конкретно, например, сколько может стоить труба из Ирана в Украину — то он и озвучивал конкретные цифры и сроки". Ющенко удивлял Панюту, кроме прочего, "особо тщательным отношением к внешнему виду. Например, сочетание галстука и костюма всегда было идеальным".

Реклама

Около десяти раз проводил телеведущий интервью с Виктором Януковичем, начиная с декабря 2009. "За последние годы он выговорился не только в плане украинского языка, но и в плане подачи прописываемых ему текстов, — заметил Олег. — Еще год назад можно было проследить, где слова, которые готовят для президента, а где — его личные. Теперь написанные тезисы он научился адаптировать под свою речь. Вырос и в том, что теперь он не судорожно вспоминает какой-то абзац, а держит в памяти множество реальных фактов. А как-то президент — не на камеру, конечно, — рассказал в тему анекдот о высокопоставленных чиновниках! И я убедился, что наш Виктор Федорович может говорить правильные вещи. Он — эмоциональный человек. Было и так, что Янукович пришел ко мне, что называется, заведенный. Но ему достаточно было нескольких минут, чтобы он совладал с ситуацией.

Самое сложное для него — стать над дрязгами и склоками, как это должно президенту. Но раньше у него это получалось хуже, а за год был достигнут очень ощутимый результат. Теперь он может становиться над эмоциональными факторами и смотреть в корень проблем".


Оксана Гутцайт

ТЕЛЕМОСТ ГУТЦАЙТ. Оксана Гутцайт ("Новый канал") вела телемост "100 дней власти", задавала вопросы Виктору Ющенко в прямом эфире посредством видео: "Это было после революции. Чувствовалось, что очень волнуется: это был его первый отчет перед людьми, однако держался на удивление спокойно и уверенно. Говорил он долго и из 10 вопросов, которые мы хотели задать, успели только половину, но ответы были полными и по существу".

ЧУЖИЕ ТЕКСТЫ И "МІЖ КРАПЕЛЬКАМИ"


Виталий Гайдукевич. Фото: пресс-служба "1+1"

С политиками ведущий "ТСН" на "1+1" Виталий Гайдукевич стал работать после 2004 года и сперва — на НТН в программе "Вчасно про головне". По его наблюдениям, когда Виктор Федорович стал президентом, то его манера общения изменилась: "С тех пор, как ему начали готовить тексты, они стали более официальными и строгими, в них меньше исходит от него, текст стал звучать хуже. Прежде он больше волновался на эфирах, но у него по глазам хорошо была видна искренность ответов. Да, раньше он говорил с лоском, было больше пауз, но это были его мысли и истинные эмоции. Я хорошо теперь чувствую эту разницу. Было видно, приятен ему вопрос или нет, что вызывает дискомфорт, что — агрессию или, наоборот, удовольствие. Чувство юмора в эфире, когда он напряжен, Януковичу не присуще. Бывало, он считал, что пошутил, но это смотрелось иначе. Помню, до президентства бывали моменты, когда он мог по-хорошему разозлиться в эфире и эмоционально ответить. Это было еще где-то в 2005-м и вопросы касались майдана, силового разгона, что он сделал, чего не сделал, затрагивались обвинения оппонентов… Естественно, были моменты, которые начинали его заводить. Конечно, истерик не случалось — это не в его характере, но агрессия, напористость в манере подачи появлялись".

Общался Виталий и с Леонидом Кравчуком, начиная с 2005 года. "Тогда Леонид Макарович шел на выборы в спайке с Медведчуком и другими. У него ощущается солидная партийная школа, где работать на публику учили, отличается и способ донесения своих мыслей до слушателя в том числе. В манере общения всегда присутствует чисто Кравчуковское "між крапельками" (в бытность Леонида Макаровича президентом в народе был популярен анекдот о нем, что он между капельками дождя мог пройти без зонта и остаться сухим — из-за речевой изворотливости этого человека. — Авт.). Причем менялось, то, что говорил Кравчук, но никогда не менялось, как он это делал. Когда Кравчук был настроен на работу с Медведчуком, например, то его речь была четко политически заангажирована. А когда у него не срослось с политсилами и можно было говорить с ним как с экс-президентом, как с человеком — тогда он говорил много мудрых вещей и с ним было интересно. У Кравчука, благодаря умению легко поддерживать разговор, часто выплывали и юмор, и экспромты".

"ОНИ ПРОСТЫЕ, НО НЕ ПРОСТЕЦКИЕ"


Наталья на охоте с Леонидом Кравчуком. Из рабочего архива Н. Мосейчук

Лицо "1+1" Наталья Мосейчук общалась с Леонидом Кравчуком и Виктором Ющенко. С первым — в неформальной обстановке, года три тому назад во время съемок программы "Приховане життя". Второй давал комментарии по поводу поведения министра МВД Юрия Луценко в немецком аэропорту и стараниям некоторых политических сил в парламенте в очередной раз перекроить Конституцию.

"Я не помню случаев длинных переговоров ни тогда, когда у меня был собственный проект, — призналась Наталья, — герои доброжелательно ко мне относились и с удовольствием соглашались на съемки. Ни тогда, когда работала в новостях. Более того, после интервью с "первыми лицами" у меня сложилось впечатление, что пресс-службы "стелют солому" своему патрону там, где упасть сложно. Конечно, оба пресс-секретаря советовали мне не затрагивать кое-какие темы. В случае с первым президентом это были темы сугубо личного характера. Во втором был совет не просить комментарий по вопросу потери влияния и авторитета президента внутри своей партии. Я же вопросы, даже самые неудобные, всегда задаю, другое дело, что с формой этих вопросов я могу "поиграться".

И Кравчук, и Ющенко оба очень естественны перед объективом. За долгие годы они вполне овладели искусством собственной телепрезентации. Леонид Макарович умело пускает в ход свое обаяние. Забываешь даже, что перед тобой человек такой величины, который вершил судьбу не просто какой-то группы людей, а страны. У которого хватило взять на себя смелость поставить подпись под некрологом СССР и узаконить рождение Украины.

Виктор Андреевич, общаясь, камеру как бы не замечает. Манера его рассказа такова, что он общается не с журналистом, не с камерой, а с группой студентов исторического кружка, которые его любят и имеют терпение слушать своего учителя, не перебивая и до конца. Поэтому, когда я задавала Ющенко наводящие или уточняющие вопросы, на лицо его не раз "находили тучи". Было видно, что ему такие журналистские ходы не по душе.

Вообще, отличие в общении этих двух президентов в том, что старший умеет говорить емко, не расплываясь, приводить очень точные примеры, в тон аудитории, делая коррекцию на образовательный и интеллектуальный уровень слушающих. И тут четко прослеживается партийная коммунистическая школа. Виктор Андреевич же рассуждает интересно, приводя фантастические примеры, применяет литературные приемы речи, но хронометраж высказываний — явно не телевизионного формата".

Оба человека показались Наталье доступными и простыми людьми. "Простыми, но не "простецкими", — делает оговорку Мосейчук. — Я абсолютно не почувствовала дистанции между собой и президентом Кравчуком — настолько он умеет располагать к себе людей. Леонид Макарович с удовольствием подыгрывал. Интервью с ним я снимала на охоте. А "между выстрелами" говорили мы о вполне серьезных вещах: Беловежском договоре, конкуренции с Кучмой, нынешних политиках и политиканах. А Виктор Андреевич близко к себе не подпускает, несмотря на внешнюю доступность. Очевидно, обжегся и не раз.

Не обошлось и без курьезов. Неловко получилось с Леонидом Макаровичем. Меня предупреждали, что он человек, который многие годы "купался" в женском внимании и симпатиях, а я возьми, да и скажи: "Вы когда-то нравились женщинам…" Тогда бровь Кравчука поползла удивленно вверх и он с улыбкой, но поправил меня: "Почему же нравился? Я и сейчас нравлюсь!".

С Ющенко тоже был смешной момент. Мы только начинали беседовать, и я спросила Виктора Андреевича о его детках. Он начал рассказывать, потом повернул на демографические проблемы и неожиданно обратился ко мне с вопросом, да еще и "на ты": "От у тебе скільки дітей?" — "Один, син", — ответила я, почему-то смутившись. "Ай! — сокрушенно хлопнул в ладоши президент. —Тоді ти нічого не зрозумієш. Як же тобі пояснити?!".

БУЛОЧКИ И ВСТРЕЧИ НА ДОМУ


Данилевич и Ющенко. Разговоры с экс-президентом всегда получались долгими и насыщенными. Фото Н. Лазаренко

"Мне повезло общаться со всеми нашими президентами, работая на "Интере", — признается Андрей Данилевич, который сейчас работает на ТРК "Украина". — С Ющенко мы встречались много раз, почти всегда в Доме с химерами, на Банковой. Общались обычно около часа, а один раз даже около двух, и всегда разговор получался интересным, насыщенным. После интервью он обычно жал руки всем членам съемочной группы. Президент часто задерживался, но нам всегда скрашивали ожидание булочками с чаем и кофе в секретариате.

Приходил Виктор Андреевич и на "Свободу на "Интере" и как-то появился, уже когда начался эфир. Президент быстро прошел в студию, сел в кресло, а микрофон повесить ему не успели. Тогда звукорежиссер побежал по залу к президенту с микрофоном, и охрана заметно дернулась в его сторону, но все обошлось". Не меньше интервью записал Данилевич и с Януковичем. "Обычно это были встречи в офисах ПР, — вспоминает Андрей, — но пару раз записывали и в Межигорье, у него дома. Однажды так получилось, что пока там выставляли аппаратуру, где-то на полчаса я остался один на один с Виктором Федоровичем, и нужно было заполнить паузу до интервью. Янукович вел себя как истинный гостеприимный хозяин: провел по дому, помню, показывал спортзал, рассказывал, что там часто играет в теннис, затем мы пили чай и говорили обо всем, кроме деловых вопросов. Он рассказывал, что только прилетел из дружественной страны, как его тепло принимали там, о семье, о друзьях. Интервью с Виктором Федоровичем всегда получались лаконичные, он никогда не опаздывал".

С Леонидом Кучмой у Данилевича было интервью в фонде "Украина". "Потом после этого разговора я не раз отмечал: его слова о разных событиях в стране оказались пророческими, — вспоминает Андрей. — С Леонидом Кравчуком мы несколько раз встречались на "Свободе" на "Интере". Его речь насыщена цитатами и поговорками. Когда Леонид Макарович начинал говорить, люди прекращали перетягивание микрофона и замолкали. Еще он часто подходил перед эфиром и просил его долго не держать: "Можно меня отпустить в 11—12 ночи? (передача начиналась в 21.30 и длилась далеко за полночь. — Авт.) А то с утра рано вставать — завтра еду на охоту. Я вам все расскажу как нужно". Я чувствовал от него отеческое отношение к себе... При этом у нас не всегда получалось исполнить его просьбу, но он все стоически выдерживал до конца, не жалуясь".

ОКСАНА СОКОЛОВА: "ВО ВРЕМЯ ВЫБОРОВ МНЕ УГРОЖАЛИ"


Фото: пресс-служба ICTV

Ведущая и продюсер ряда программ на ICTV рассказала об опыте общения с руководителями Украины и другими лицами.

Читайте ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ИНТЕРВЬЮ

— Оксана, вы не раз брали интервью у первых лиц страны. Что вы для себя открывали в этих людях?

— Когда человеку есть что сказать, то с ним разговор удается. Вот всегда есть о чем поговорить с Николаем Азаровым. Потому что Николай Янович очень оживляется, когда ему самому интересно, когда он видит, что человек в теме. Но он страшно не любит банальных и приятных вопросов. Когда ты пытаешься докопаться до сути, то ему это интересно. Было, что он сказал: "Ну что ж такие лояльные вопросы?! Давайте же поспорим!".

— А с Януковичем как?

— Я писала с ним много интервью и в разные годы. Прежде всего меня поразило, как быстро Виктор Федорович выучил украинский язык. Когда-то во время разговора он задумывался над некоторыми словами, но прошло совсем немного времени, и он уже говорил совершенно свободно. Причем на интервью у него никогда не бывает каких-то шпаргалок.

— Бывало ли, что политики вам угрожали?

— Во время президентских выборов 1997-го года я узнала об одном кандидате из Черкасс. Он рассказывал всем, что является другом ливийского лидера Муаммара Каддафи, и что в случае победы на выборах сможет трудоустроить в Ливии 20 тысяч черкасчан: учителей, медиков, строителей. Народ активно на это повелся. Кандидат лично вел реестр желающих выехать на работу и собирал при регистрации с каждого лишь одну гривню. Он собрал около миллиона этих гривен, очереди в Черкассах к нему стояли на два квартала! Я тогда подумала, что все это — мошенничество чистой воды и поехала в консульство Ливии. Там удивились тому, что тысячи людей собираются к ним на работу. Было проведено расследование и вышел жесткий сюжет. Кандидат же наутро разослал в газеты, а также прокуратуру и милицию открытое письмо. Мол, народ в Черкассах обозлился на журналистку Оксану Соколову, и если с ней что-то случится на улице, то просьба его не винить. В результате ко мне приставили охрану, но потом все благополучно улеглось. Кандидата сняли с регистрации. А спустя несколько лет он кого-то изувечил и оказался за решеткой.