Исторический безвиз, интернет-обрезание и пенсионный компромисс: итоги недели

19 мая 2017, 07:48
Общество разделилось: одни считают, что табу — обоснованное, другие сетуют на давление

В Украине запретили российские соцсети. Фото С. Коньков/ТАСС

На неделе мы поняли, насколько Украина зависима от интернета. Мы пережили немало непопулярных решений, но ни одно из них не вызвало такого резонанса, как принятие СНБО решения о запрете доступа к соцсетям "ВКонтакте" и "Одноклассники". Перспектива лишиться виртуальной жизни для десятков миллионов людей оказалась важнее реальных и мнимых проблем национальной безопасности.

НЕТ КОНТАКТА? У решения СНБО о введении санкций против российских сайтов и соцсетей были основания. Их, собственно, и запрещали не потому, что соцсети, а потому что российские. Однако полностью эффект от запрета, видимо, просчитан не был. Госдеп (а вместе с ним — МИД Германии, Совет Европы, "Репортеры без границ" и Human Rights Watch) увидели в запрете соцсетей угрозу для свободы слова. Подростки и взрослые обеспокоились другим. Для первых "ВКонтакте" — это, прежде всего, халявная музыка, фильмы и игры. Для вторых "Одноклассники" — это возможность общаться с разъехавшимися по разным странам друзьями детства. Теперь власть стоит перед сложным выбором: либо отменить запрет, потерять лицо и нарваться на критику радикальной части общества, либо настаивать на своем, несмотря на критику мирового сообщества, а также заполучить в активные противники десятки миллионов пассивных до этого украинцев.

Реклама

БЕЗВИЗ. Запрет соцсетей отодвинул на второй план подписание решения о предоставлении безвизового режима Украине. А жаль — ведь это, хоть и формальное, но завершение процесса, длившегося восемь лет. Впрочем, для многих вопрос безвиза уже перешел из разряда законодательного в практический. Еще до подписи десятки тысяч украинцев "вывели из строя" все электронные реестры очередей на получение биометрических паспортов, а там, где эти очереди живые, ажиотаж напоминает ситуацию с получением "Юлиной тысячи" или вовсе перестроечные времена.

Те же, кто поверил в безвиз раньше, чем за него проголосовал Европарламент, и получили биометрические паспорта зимой без всяких очередей, теперь ждут 11 июня. Уже на официальном уровне подтверждено, что через 20 дней шенгенская виза — впервые для наших граждан — перестанет быть обязательным условием пересечения границы в западном направлении. Момент действительно исторический.

Об этом как раз и говорил президент Украины, собравший традиционную пресс-конференцию сразу после голосования в Европарламенте по нашему безвизу. Петр Порошенко рассказывал о том, какой прорыв сделала страна и как она порвала со своей принадлежностью к российскому и советскому прошлому. Но к началу пресс-конференции после решения Европарламента прошло уже три дня, и за это время безвиз переместился с первых полос в середину газеты. В результате президента спрашивали совсем о другом. О том, кто заменит Валерию Гонтареву во главе Нацбанка, о расследовании убийства журналиста Павла Шеремета, о дорогах, о Евровидении и о Минских соглашениях. Пресс-конференция показала, что "почивать на безвизе" власти не дадут. И это нужно принять как данность — съездив в Европу по биопаспорту, мы все равно возвращаемся в Украину, где нужно сделать жизнь не хуже.

Реклама

РЕФОРМОЙ ПО ПЕНСИЯМ. Этими вопросами занимается правительство. Оно сейчас тоже стоит перед сложной дилеммой: с одной стороны, перед необходимостью продолжения сотрудничества с МВФ, с другой, — требованием фонда о непопулярных реформах. Попыткой "совместить ежа и ужа" стал утвержденный в среду в Кабмине и одобренный фондом проект пенсионной реформы.

Правительство избежало главного — прямого повышения пенсионного возраста. Но хотя его сохранят на нынешней отметке, эта планка поднимется для тех украинцев, кто к 60-летнему возрасту не сможет заработать нужный для выхода на пенсию стаж. Размер стажа будет повышаться в течение ближайших десяти лет. Уже в следующем году минимальная планка поднимется с 15 до 25 лет, после чего каждый год будет добавляться еще по одному году — чтобы в 2028 году право на полноценную пенсию имели только те, кто официально работал в Украине не менее 35 лет. Вряд ли Кабмин испытывает удовольствие, предлагая ужесточения гражданам. Но выхода, похоже, нет. Правда, теперь ту же дилемму, которой жили в последние недели министры, придется пережить депутатам парламента.

НЕПОДСУДНЫЙ ЯНУКОВИЧ. А у бывшего президента страны — Виктора Януковича — на этой неделе были другие проблемы. Оболонский суд Киева, исчерпав все возможности проволочек, возобновил слушание дела по госизмене экс-президента. Правда, все опять пошло наперекосяк, едва начавшись.

Реклама

В течение двух недель велись работы над тем, чтобы усилить интернет в Оболонском суде и чтобы Виктор Федорович мог из Ростова объяснять, почему он писал письмо Владимиру Путину о вводе войск в Украину и была ли в этом госизмена. Однако вчера вдруг выяснилось, что наш суд не сообщил Ростовскому о своем желании допросить экс-президента по скайпу. Поэтому, хотя в Ростове были вроде уже готовы устроить телемост с Януковичем, заседание вновь перенесли — теперь на 29 мая.