Источник в МВД: "Юрия Кравченко ликвидировали"

3 марта 2015, 07:50
Самая сенсационная из всех версий гибели экс-министра: его убрала спецгруппа профессионалов

Черная форма — эмблема печали. Министра упрекали в том, что парадный мундир очень напоминает эсэсовский

Завтра в Ильинской церкви на Подоле и у могилы на Байковом кладбище родные и друзья поставят свечи за упокой Юрия Кравченко. Его не стало 10 лет назад. 

3 марта 2005-го тогдашний генпрокурор Святослав Пискун через СМИ вызвал экс-министра внутренних дел на допрос как свидетеля по возобновленному после Оранжевой революции делу Георгия Гонгадзе. А утром 4-го, в канун 54-летия Юрия Федоровича, его остывающее тело с двумя огнестрельными ранениями в голову обнаружит жена — в подсобном помещении дачи элитного городка "Золотые ворота" в Конча-Заспе.

Реклама

Споры о причине смерти Кравы, как за глаза сокращенно называли шефа соратники, перманентно утихая, разгораются с новой силой. Притом что следствие признало случившееся суицидом, эту версию многие подвергают сомнению.

Возражения прямые и опосредованные: два выстрела (а не один, после которого было ничтожно мало шансов еще раз нажать на курок), необычное положение руки, в которой якобы был пистолет, непонятного происхождения кровавые отпечатки на этом стволе, предсмертная записка с подозрительно четкими буквами, не характерными, по мнению хорошо знавших малоразборчивый почерк Кравченко сослуживцев, отпевание покойного священником, что противоречит церковным канонам в отношении самоубийц. И — незаурядная личность погибшего, человека волевого, цельного, решительного, не способного, как считают члены семьи и сослуживцы, на проявление даже мимолетной слабости, тем более самострел, да еще и двойной.

Так что же было на самом деле? Суицид, доведение до самоубийства либо его инсценировка? Мы попросили поделиться мыслями о случившемся милицейских генералов.
"ЗАСТРЕЛИЛСЯ САМ". Вспоминает начальник Управления госохраны Валерий Гелетей, который в 2005-м возглавлял УБОП Киева.

Реклама

— Мы сидели на совещании у мэра Александра Омельченко, я был оперативным дежурным по городу, — вспоминает он. — Вдруг звонок: "Есть информация, что застрелился Кравченко". Извинившись, я покинул совещание — где была дача Юрия Федоровича, хорошо знал. Следом за мной на место подъехал первый замначальника Голосеевского райуправления милиции. Подходим к воротам, там молодой человек. Это был зять Кравченко. Спрашиваю: "Что-то случилось?". Тот отвечает вопросом на вопрос: "А что?". "Да вот, — говорю, — была информация по Юрию Федоровичу". А сам думаю: наверное, деза, подставили. Но парень произносит: "Юрий Федорович застрелился". И приглашает войти. Мы прошли и в сарае увидели эту ужасную картину... Узнать Кравченко было трудно. Ранения очень тяжелые, все разворочено... Стал расспрашивать Татьяну Петровну. Она рассказала, что муж попросил приготовить завтрак и вышел из дома... А минут через 5—6 раздались выстрелы — один, затем второй... Для семьи случившееся стало потрясением. Жена плакала, просила, чтобы не было прессы. Говорю: "Все равно надо вызывать следственно-оперативную группу". Вскоре там буквально нельзя было протолкнуться... Въезд в городок "Золотые ворота" охраняется. Заметил наружку. Она, собственно, и не пряталась, могла б аккуратнее обязанности выполнять... Но я о другом. На том этапе ни у кого, и у членов семьи Кравченко прежде всего, не было сомнений, что это самоубийство. И тем, кто прибыл на место происшествия, это тоже было понятно. Они один за другим начали разъезжаться. Сомнения начали возникать потом, когда стали сопоставлять, анализировать — публичный вызов на допрос, два выстрела, прочее. Вспомнили, что Кравченко накануне будто прощался с теми, кто был рядом. И что ему сообщили о Пукаче, который якобы дал против него показания... Даже у сильных людей нервы не железные.

"МИНИСТРА ДОВЕЛИ". Александр Гапон, в прошлом замминистра и госсекретарь МВД, склоняется к версии доведения до самоубийства.

— Кравченко был авторитетным, высококультурным руководителем, не лишенным, впрочем, вспыльчивости, резкости, и в то же время отходчивым, — размышляет генерал. — Власти взяли его под контроль. Причем не милицейский, а контроль спецслужбы. За ним следили, и он об этом знал. На таком плотном контроле настаивала и прокуратура. Им нужны были громкое дело и его арест. Вне всякого сомнения, появись он в тот день в ГПУ — сразу был бы взят под стражу. Юрий Федорович это осознавал, и для него подобный исход был просто неприемлем. На него воздействовали психологически. Сам факт публичного вызова на допрос, демонстративное, открытое наружное наблюдение не могло пройти бесследно. Не секрет, что Юрий Федорович был одним из реальных кандидатов на пост президента — о его высоком рейтинге свидетельствовали многочисленные опросы в регионах... Что же касается причины смерти, то поначалу было действительно непонятно, как человек мог стреляться дважды. Я не эксперт, но первая пуля, как утверждали сведущие специалисты, прошла, серьезно не повредив жизненно важных органов. В милицейской практике подобные случаи были. Мое мнение — до роковой черты Кравченко довели. Но эта версия, насколько известно, следствием не отрабатывалась.

Реклама

"ЕГО УСТРАНИЛИ". Генерал К., попросивший не указывать его фамилии, хорошо знал своего министра, будучи руководителем одной из закрытых структур МВД.

— У меня есть веские основания предполагать, что Кравченко вовсе не покончил с собой, — делится он своей версией. — Это было заранее спланированное и тщательно организованное убийство. В бытность Юрия Федоровича министром внутренних дел в Москве готовили оперативные подразделения, заточенные на борьбу с оргпреступностью. Там проходили обучение так называемые группы ликвидаторов скрытого воздействия. Их натаскивали на острые спецмероприятия — отравления, несчастные случаи, прочее. От Украины в этот секретный центр были направлены две группы по 12 человек каждая. Кто-то из этих профессионалов-ликвидаторов впоследствии, уверен, был задействован в устранении Кравченко, имитировав его банальное самоубийство. Юрий Федорович мало чего в этой жизни боялся. То, что он-де страшно испугался вызова в прокуратуру, запаниковал и пустил две пули в голову — досужая отмазка для доверчивого обывателя. Очень нелепо выглядит найденная якобы в спортивных брюках прощальная записка. Аккуратист и эстет Кравченко никогда бы не позволил себе ее туда прятать. Но следствию невыгодно было вникать в тонкости. Оно пошло по самому легкому пути, послушно сделав единственной версию суицида. Пройдет время, и к другим еще вернутся. При Шокине вряд ли — являясь замом генерального, он был уверен, что Крава покончил с собой. Преемник нынешнего генпрокурора поднимет дело из архива, и эту криминальную загадку разгадают...

Уволили из-за "Кассетного скандала"

Юрий Кравченко родился 5 марта 1951 года в Александрии Кировоградской области. Окончил Горьковскую высшую школу МВД СССР. Милицейскую службу начинал инспектором ОБХСС. Сделал блестящую карьеру, пройдя различные оперативные должности в органах внутренних дел. Некоторое время руководил Таможенным комитетом. С 1995-го — глава МВД. Его прочили в президенты. В 2000-м фигурировал в "кассетном скандале", из-за которого год спустя был уволен. Затем возглавлял Херсонскую ОГА, Институт права при МАУП, ГНА Украины. Убийца Гонгадзе Пукач назвал Кравченко одним из заказчиков.