Экс-посол США в России: Мы не можем сделать вид, что аннексии Крыма не было

16 сентября 2017, 09:03
По мнению Макфола, с помощью миротворцев Путин хочет заморозить ситуацию на Донбассе

По словам Макфола, в Администрации Трампа идут серьезные дискуссии по летальному оружию для Украины. Фото: Reuters

Во время предстоящего визита в Нью-Йорк 21 сентября на 72-ю сессию Генассамблеи ООН Петр Порошенко во второй раз встретится с Дональдом Трампом. Это подтвердили как в Вашингтоне, так и в Киеве. Впервые они встретились 20 июня в Белом доме, говорили около получаса. Договорились о поставках американского угля в Украину, визитах американских госсекретаря и министров в Киев, и о продолжении диалога о предоставлении Украине летального оружия.

После назначения впервые в истории украино-американских отношений спецпредставителя Госдепа по украинскому вопросу Курта Волкера и подписания Трампом нового закона, который ввел дополнительные санкции против России, разговоры о летальном оружии только усилились. По слухам, доносящимся из Белого дома, масла в огонь подлил и сам Путин своим недавним заявлением о миротворцах на Донбассе. Ведь в действительности так называемыми миротворцами он хочет легализовать российское военное присутствие в Украине, как в свое время сделал в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии.

Реклама

Главными темами предстоящих переговоров Порошенко и Трампа станут именно летальное оружие и миротворческая миссия. А точнее, мандат миссии "голубых касок" ООН. Ведь, по словам бывшего посла США в России Майкла Макфола, важно выбрать именно международный мандат миссии без участия российских миротворцев. В противном случае Москва победит в игре "нас там нет". В интервью "Сегодня" в рамках организованной Фондом Виктора Пинчука ежегодной конференции Ялтинская европейская стратегия (YES) в Киеве Майкл Макфол рассказал, чего ждать от Путина, когда Украина сможет получить летальное оружие, и на каких условиях США пойдут на сближение с Россией. 

- На панельных дискуссиях первого дня Ялтинской европейской стратегии (YES) все только и говорили о согласии Путина на миротворцев на Донбассе. Но мы-то помним, что идея принадлежит Украине. Еще два года назад об этом сказал Порошенко. Зачем Путин решил вспомнить о миротворцах именно сейчас?

- Я думаю, Путин в поиске чего-то нового. Но также возможно он ищет путь, как заморозить ситуацию на Донбассе. И в его предложении дьявол кроется в деталях. Я обеспокоен предложением России, что миротворцы обязательно должны стать и взять под контроль линию соприкосновения между Донбассом и остальной частью Украины. Это очень опасно. В целом решение о размещении миротворцев на территории Украины должно быть принято украинским правительством и парламентом. Поэтому это также вопрос для Киева, а не только для Москвы.

Реклама

- Есть ли в Совбезе ООН большинство для принятия такого решения?

- Решение о размещении миротворцев ООН на Донбассе за Совбезом, где Россия имеет право вето. Поэтому, это создает очень сложный парадокс. Единственный законный путь – это если Россия согласится. Именно поэтому я скептически отношусь к возможности размещения миротворцев на Донбассе, если только не на условиях Москвы.

- А может Путин, таким образом, хочет выставить себя миротворцем перед своим следующим президентским сроком? Или хочет отмены санкций.

Реклама

- Во-первых, очевидно, все, что делает Владимир Путин во внешней политике, он делает с расчетом на внутреннюю аудиторию России. Так было в течение многих и многих лет. И во-вторых, вы правы, он ищет какую-то новую инициативу, которая могла бы изменить дискуссию о санкциях (на Западе – Авт.). Я не знаю, что он предпримет, это ему решать. Но санкции будет очень трудно отменить, особенно после того, как вступил в силу новый американский закон, который ввел дополнительные санкции против России. И я не думаю, что одной этой идеи (о миротворцах – Авт.) хватит, чтобы Запад пошел на смягчение санкций.

- Как считаете, Путин может пойти на эскалацию на Донбассе или еще где-то преддверии своего следующего президентского срока? Надо же как-то электорат поднимать.

-  Возможно, все может случиться. Я думаю, что он легко выиграет предстоящие выборы. Но я не думаю, что для этого ему нужна еще одна военная эскалация. Очень легко выиграть выборы, когда контролируешь все медиа, и когда у тебя нет конкуренции.

- Существуют разные мандаты миротворческих миссий ООН. И главное не оказаться в ситуации, когда на Донбасс зайдут "голубые каски" ООН с мандатом решать внутренний конфликт. Тогда Россия получит все карты в руки в духе своей пропаганды о "гражданской войне" в Украине.

- Это как раз и ключ к миротворческой миссии. Если в Украину зайдут миротворцы, важно чтобы они имели именно международный мандат. "Международный", то есть мандат для установления мира "между" странами. И это фундаментальная и концептуальная разница от миротворческой миссии с мандатом установления мира внутри одного государства. И я думаю, эта разница должна быть полностью понятна для ООН. В противном случае такая миссия просто не должна вводиться.

- Но Россия наверняка не согласится на именно международную миротворческую миссию. Что тогда? Какие еще есть инструменты?

- Другие инструменты просто очевидны – Путин должен просто уйти с Донбасса. Как только он на это решится, он сможет сделать объявление по ТВ и сепаратистские силы на Донбассе будут деморализованы, поменяется динамика. Это не мое предсказание. Но если он действительно захочет что-то изменить, он сможет это с легкостью сделать.

- На днях пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков подтвердил CNN , что план по сближению США и России, который пару месяцев назад просочился в СМИ, подлинный. Что действительно существовал такой документ российского авторства, и Москва передавала его Вашингтону еще в самом начале президентства Трампа.

-  Да, конечно, я думаю, многое изменилось. Я думаю, у России были большие ожидания на нормализацию отношений. Я думаю, что у Дональда Трампа также были большие ожидания на нормализацию отношений. Но со временем в правительстве появилось больше скептически настроенных на это людей…

- Но теперь о потеплении отношений, особенно после дополнительных американских санкций против России, высылки американских дипломатов и закрытии российских консульств говорить не приходится?

- Да, и в Конгрессе появилось больше скептически настроенных людей. Я тоже хочу хороших отношений с Россией. Я большой сторонник этого. Но не ценой прощения, забыв все, что было в прошлом. Мы не можем сделать вид, что Россия не аннексировала никакие территории. Она аннексировала Крым. И вы не можете сделать вид, что ничего не было, и просто сказать: прошлое, это прошлое, давайте жить настоящим. Я думаю, это будет большой ошибкой.

- Можем ли мы ожидать от совместных российско-белорусских военных учений чего-то непредсказуемого? Или Путину сейчас невыгодно идти на эскалацию?

- Я не думаю, что нужно опасаться этих учений. Да, я думаю, Путин сейчас не будет никого провоцировать.

- А что насчет летального оружия? По словам вице-премьера Иванны Климпуш-Цинцадзе, Украина в шаге от получения летального оружия. Но, как мы знаем, последнее слово за Трампом, а он решение еще не принял.

- Насколько я понимаю, он действительно еще не принял решение. И, в конечном счете, он единственный человек, от которого зависит этот вопрос. И мнения других не имеют значения, если он против этого. Знаете, в его Администрации есть люди, которые поддерживают такой шаг. И на данный момент это обсуждается. Я не знаю, каким будет итог, но дискуссии идут очень серьезные.

- Ялтинская европейская стратегия (YES) проходит в Украине, об Украине и о том, что делать Украине. Каков Ваш прогноз? Потому что мы с опаской ждем очередных выборов в 2019 году.

- Углублять демократию. Бороться за Европу, бороться за демократию. Все просто: чтобы победить Путина, нужно, чтобы в Украине победила демократия. И, то, что я сказал, углублять демократию – это бороться с коррупцией и делать все, что с этим связано. Это путь для победы над Путиным и углубления отношений с ЕС и Западом. Нам, в ЕС и Америке, нужны позитивные новости об углублении демократии в Украине. Это задание Украины, вы не должны ждать, пока это сделает кто-то за вас.

- Но в этом нам нужна европейская и американская помощь, которой, порой, не так уж и много…

- Знаете, ее может быть больше, меньше. Но, в конце концов, украинцам выбирать свое будущее и решать, каким оно будет. Запад может помочь, когда есть политическая воля внутри Украины проводить реформы. И все зависит от ваших правительства и граждан, и намного меньше от внешних игроков.

Справка

Ялтинская европейская стратегия (Yalta European Strategy, сокращенно форум YES) – ежегодная конференция, которую организовывает Фонд Виктора Пинчука.

На конференции собираются влиятельнейшие политики и предприниматели Украины и мира, она проходит ежегодно, начиная с 2004 года.

Целью конференции является развитие Украины, ее европейское будущее, а также налаживание международных связей.

Основателем Ялтинской европейской стратегии является Виктор Пинчук, известный украинский бизнесмен и меценат.