Экс-глава Минздрава Мусий: Квиташвили – историк, поэтому у него есть шанс изменить систему

12 декабря 2014, 08:10
Олег Мусий рассказал, что думает о новом министре и том, как назначали Квиташвили

Назначение бывшего главы Минсоцполитики и здравоохранения Грузии Александра Квиташвили на пост главы украинского Минздрава вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Во–первых, население и территория Украины в разы большие, чем в Грузии. Во-вторых, в Украине соцполитика и здравоохранение находятся в ведении разных министерств. А в-третьих, по образованию он – историк. Критики упоминали и его опыт работы в 90-х в медцентре в Атланте (США), намекая на влияние Запада на украинский Кабмин.

Корреспондент "Сегодня.ua" пообщался с экс-главой Минздрава, ныне нардепом из фракции Блока Петра Порошенко, заместителем главы парламентского комитета по вопросам охраны здоровья Олегом Мусием, чтобы узнать его личную реакцию на назначение и услышать рекомендации, как министру удержаться на посту и провести задуманные реформы.

Реклама

- Олег Степанович, когда Вы только узнали о варианте с назначением Квиташвили, какой была ваша реакция? Вы бы сами его рекомендовали?

- Да. Я бы его рекомендовал. Думаю он способен помочь ВР построить новую систему  охраны здоровья в Украине… Единственное, в чем будет главная сложность – это текущие дела, которыми, помимо реформ, также нужно будет заниматься. В плане же  грядущих изменений и реформ это безусловно человек достойный. И он получит поддержку и от Комитета по вопросам охраны здоровья.

Реклама

- А с чем связано такое высокое доверие? Или вы уже его знаете давно?

- Мы знакомы около 4-х месяцев. Он входил в стратегически-консультационную группу по реформированию системы охраны здоровья. И я сам утверждал ее.

- Что за группа?

Реклама

- Квиташвили стал одним из семи иностранцев, которые вошли в стратегически-консультационный совет по реформам системы МОЗ Украины

Почему Вы именно его избрали в числе прочих?

- Он просто по конкурсу прошел среди больше 100 кандидатов, среди которых около 20-ти были иностранцами. У нас был прозрачный открытый конкурс и он подал свое резюме как один из людей, которые занимались реформами. В итоге конкурса мы отобрали 12 экспертов, задачей которых было написать концепцию реформ. Это был обширный широкий документ с дальнейшим планом действий и их внедрения. И он был одним из тех, кто как раз занимался написанием стратегии.

- Судьба стратегии?

 Эта стратегия должна была быть написана до конца года. Я думаю, он продолжит дальше в этом же духе, тем более, есть на это и воля парламента.

- Вы встречались  с министром после его назначения?

- По поводу именно реформ нет. Но я представлял его коллективу Минздрава, когда сам прощался с ведомством.

- Когда собираетесь обсудить реформы?

- Хотим его пригласить в парламентский Комитет охраны здоровья для презентации перед депутатами концепции реформ.

- Ваше отношение к двум новациям МОЗ, официально вошедшими в перечень будущей программы действий правительства: отмена регистрации в Украине лекарств, произведенных в ряде стран Запада, и полноценное введение страховой медицины? Это реально?

- Все реально, но требует внесения изменений в законы, что естественно находится в руках парламента. Максимально упрощение внутри украинской регистрации на лекарства, которые уже зарегистрированы в странах ЕС, в странах которые входят в мировую двадцатку  позволит удешевить стоимость лекарств на 30—40%.

- За счет чего? 

- Дело в  том, что регистрация международной упаковки позволит закупать лекарства непосредственно у международных организаций, которые объединяют производителей без посредников, которые на самом деле и являются одним из ключевых звеньев в коррупционной системе.

- Медстрахование?

- Относительно введения медицинского страхования – это тоже абсолютно адекватная и хороша вещь. Единственное, что есть дискуссия относительно механизма ее решения, кто должен стоять за ее реализацией – Минсоцплитики, Минздрав, Кабмин или вообще частные страховые компании.

Но министр правильно говорил: перед этим нужно вносить изменения в Налоговый кодекс. При действующей системе налогов невозможно ввести сбор тех же 7% (это предлагается в том законопроекте над которым еще я работал) конкретно на медстрахование, на охрану здоровья.

- То есть, сначала сократить налоги, потом вводить медстрахование?

- Да. Часть налогов убирается и медстрахование добавляется. Как вариант – единый социальный взнос уменьшаться до 15%  и вводиться 7% на охрану здоровья, медицину…Только надо учитывать, что процесс не быстрый. Для введения полноценной страховой медицины, безусловно, нужен как минимум год – чтобы научить людей, структуры, подготовить  специалистов.

- На ваш взгляд, какими в идеале должны быть зарплаты у чиновника ведомства и у врачей?

- У чиновника, который работает в ведомстве, где-то 10 тыс грн, у доктора – в пределах 1000 долл.

- Возвращаясь к Квиташвили. В чем его преимущества для решения задач, которые стоят перед Минздравом?

- Незамазанность в коррупционных действиях и то, что он не из украинской мафиозной системы, с которой я боролся, которая, как щупальцами, опутала всю систему охраны здоровья. 

- На Ваш взгляд, у украинского специалиста, воспитанного в этой системе, шансов эффективно реформировать Минздрав не было?

- Я думал у меня есть на это шансы. Но на самом деле из-за квотных назначений и заместителей, которых мне напихали просто таки насильственно, потому что в этом была коалиционная договоренность не удалось сделать ничего.

Система возобновилась через 2 недели после моего отстранения.  И это после того, как я семь месяцев методично вычищал Минздрав от старых коррупционных кадров Семьи Януковича и Богатыревой. Их вернули на место, и тендеры провели. Вы же обратите внимание на реакцию в СМИ. По каким ценам? Уже начинают возникать скандалы.

Так что сейчас есть шанс очистить Минздрав от коррупционной составляющей и продолжить реформы, я смотрю на это с большим оптимизмом. К меня большие надежды, что мы будем совместно работать, хотя, безусловно, чужая душа – потемки.

- Вы будет контролировать Квиташвили?

- Да, но больше – поддерживать.

- Учитывая Ваше знакомство, он с Вами консультировался перед решением возглавить Минздрав?

- Со мной не советовался, но я был одним из тех, кто его рекомендовал, потому что он был вынесен от блока БПП, куда я вхожу.

- Вы говорите, человек – не из системы, реформатор. А что он такого сделал в Грузии, что его пригласили сюда?

Радикальные реформы в грузинском Министерстве охраны здоровья, в том числе – введение медицинского страхования, введение рынка медицинских услуг, серьезная реструктуризации учреждения МОЗ, введение врачебного самоуправления, очень серьезное изменение экстренной медицинской помощи. По сути все то, что прописано в коалиционном соглашении и у нас. И во многом, на 80% – это та концепция, которую я разрабатывал, будучи главой МОЗ.

Понимаете, он вообще историк по специальности, на самом деле он не доктор. Поэтому у него и есть шанс изменить систему. Потому что изменить ее медикам изнутри очень сложно. Это тоже правда. Ведь одна из составляющих, которые больше всего тормозит любые реформы, – это медработники.

- Сейчас много говорят о патриотизме, а чем ему может быть интересна Украина?

- Самореализация. Одно дело – реализовать себя в своей стране, а другое дело – когда тебе доверяют другую страну, масштабы которой в 10 раз больше.

- В завершении нашего разговора, назовите 5 шагов, с которых стоило бы начать на посту министра здравохранения?

1. Сформировать самому свою команду. 2. Очистить от кадров, которые вернулись, когда меня отстранили. 3. Изменить структуру МОЗ – это актуально. 4. Взять в нее людей, которых раньше там не было, потому что система, безусловно, будет стремиться его поглотить. 5.Децентрализовать закупки, введя такое понятие как реимбурсация (возмещения стоимости купленных лекарств) на госзакупки.

- А насколько радикально очистить от кадров, у которых вы говорите?

- Если убрать их функции, которые им не свойственны, то, я думаю, можно и до 40% сократить, но передав функции. Это абсолютно реально.