Интернет-войны: как поднять хай в сети

9 апреля 2016, 07:15
Как партии, оплачивая ботов и экспертов, "переворачивают" новость

Все политсилы пользуются услугами сетевых бойцов. Фото ТАСС

Скандал с "панамскими документами" вызвал огромный резонанс в соцсетях: только ленивый не написал блог о "зрадах и перемогах" и не схлестнулся в комментариях с оппонентами. Эксперты уверяют: помимо обычных украинцев, над обсуждением новостей работают команды специально обученных людей, которые представляют информацию в выгодном для заказчика свете. "Сегодня" узнала, в чем секрет интернет-войны и как на заказ формируется общественное мнение в соцсетях.

ИСТОРИЯ. Технология родилась в 2000-х почти одновременно с появлением соцсетей, когда любая новость начала широко обсуждаться пользователями. Тогда-то политтехнологи смекнули, что при нужном градусе обсуждения любую скандальную информацию можно представить в выгодном свете и наоборот. Для этого лишь нужно запусить в сеть профи, которые под видом обычных пользователей за скромную плату формируют "правильное" мнение. По словам экспертов, первой в 2007—2009 эту технологию в Украине испытала лидер тогдашнего БЮТа Юлия Тимошенко, находясь на пике своей политической карьеры. Но лидером интернет-войн безусловно стала РФ: по разным оценкам в каждой соцсети плавает минимум 20—30 тыс защитников "русского мира", которые работают посменно круглые сутки и получают деньги из казны.

Реклама

КАК ЭТО РАБОТАЕТ. Сегодня практически каждая крупная политсила имеет целую команду таких специалистов. Но как объяснили нам политтехнологи, у них есть своя иерархия: существуют "боты", "тролли" и "лидеры мнений". Во главе информационной цепи стоят последние. "Это люди с именем, чье мнение пользуется авторитетом. Они пишут блоги с нужными месседжами. Это могут быть известные блогеры, политологи или экономисты", — объясняет нам политтехнолог Ярослав Макитра. Дальше подключаются "тролли" — те, кто пишет комментарии к записи в блоге и вступает в яростные перепалки с инакомыслящими. Но есть еще и "боты" — автоматизированные страницы пользователей, которые распространяют нужную новость по просторам интернета. "У крупных партий таких людей обычно 300-400 человек. Группа ответственных в штабе готовит позицию партии и согласовывают ее с руководством. После формируют "темники", вручают их всем звеньям цепи, и они приступают к работе", — объясняет Макитра. Так, существует несколько технологий борьбы с неугодными новостями. К примеру, "размывание" информации, когда тролли и лидеры мнений призывают посмотреть на проблему с другой стороны, находят плюсы и отбеливают заказчика. Популярен метод "замещения", когда громкий скандал перебивают другой новостью, которая отвлекает внимание общественности. "Также есть технология, когда громко подается выгодная информация по теме, но умалчивается другая. Так часто бывает, к примеру, с подписанием международных договоров", — пояснил Макитра.

ЦЕНА. По словам экспертов, лидеров мнений обычно привлекают доверенные люди при партии, а ботов и троллей поручают подрядчикам: "Политлагеря Украины обслуживает ряд СММ фирм. Что входит в услуги СММ: увеличение за счет "ботов" количества подписчиков, увеличение лайков и репостов, позитивные комментарии "ботов", — рассказал нам аналитик медиарынка Алексей Д. — Что касается лидеров мнений, то 90% блогеров "кушают" нужную информацию бесплатно. Чтобы вбросить информацию блогеру не надо денег, его достаточно пригласить на чай и пообещать ему "эксклюзив". У тех, кому платят, цена колеблется в зависимости от ценности информации и популярности блогера. "Меня выбирали по количеству подписчиков: тут интересны те, у кого их больше тысячи. На меня вышли через знакомых, по телефону объяснили тезисы по поводу одной новости. За один пост я получил 1000 грн", — рассказал нам блогер-тысячник, пожелавший остаться неизвестным. Больше получают прикормленные политологи и экономисты. "Там обычно идет пакет услуг, куда кроме соцсетей добавляются выступления на ТВ и интервью для СМИ. Их оклады исчисляются в тысячах долларов", — говорит политтехнолог Ярослав Макитра.

Самые низкооплачиваемые воины — это "тролли". Фирма-подрядчик платит каждому ежемесячно около 3—5 тысяч грн, на период выборов эта цифра подскакивает до 7—8 тыс. грн. "Их набирают по рекомендации, через друзей или знакомых. "Тролли" работают удаленно. Это могут быть студенты, активисты или домохозяйки. Все свои комментарии они фиксируют на фото и отправляют руководителю, они нужны для отчета заказчику", — говорит Макитра.