Истории от Олеся Бузины: Учебник истории вместо халтуры

10 сентября 2011, 07:30
Какая педагогика, если Национальной академией педагогических наук руководит бывший профессионал по "левоопортунистическим извращениям" в социалистической революции Кремень?

Главная проблема современной школы. Дети еще не знают, что все ошибки и длинноты в их учебниках одобрили аж две академии!

Начало читайте здесь: Халтура вместо учебника истории

Тема ляпов и фактических ошибок в учебниках по истории оказалась, как ни парадоксально, благодатной. После выхода первой части журналистского расследования мне звонили из Донецка, Луганска, Севастополя, Одессы. Звонили и профессора, и школьные учителя, и просто родители. Читатели подбрасывали свои наблюдения, присылали материалы "в помощь", щедро делились конфиденциальной информацией — всем хотелось получить наконец-то идеальный учебник, лишенный хронических проблем, свойственных этому виду книжной продукции в Украине. А мне хотелось разобраться, почему простые люди замечают откровенные глупости в учебной литературе лучше, чем "ученые" с докторскими степенями, оседлавшие прибыльный бизнес освоения государственных денег?

Реклама

Я подозревал, что у нас давно сложилась в педагогическом мирке "мафиозная" система, где рука руку моет. Пишет, скажем, г-н N школьный учебник, а издательство, где его будут печатать, принадлежит бывшему министру или его ближайшим друзьям. А экспертными оценками заинтересованные стороны обмениваются, поддерживая друг друга: ты — комплиментарное заключение моему детищу, мой друг, сидящий в экспертном органе, аналогичную "справку" о педагогическом здоровье — тебе. А в результате действительно талантливым авторам невозможно пробиться в избранный круг "учебникоделов". Причем, радею я не за себя. Я никогда учебников не писал и не собираюсь. Но мне хочется, чтобы их составляли люди профессиональные и талантливые. Для наших детей и для нашего будущего.

Читайте также Дмитрий Табачник: "Ряд маразмов предыдущей власти удалось из учебников истории убрать"

С орфографическими ошибками все ясно. Если они есть, значит в издательстве, напечатавшем учебник, отсутствуют даже грамотные корректора. Но не корректор же виноват, что в той же "Истории Украины" для 11 класса А. Струкевича, И. Романюка и С. Дровозюка, напечатанной столичным (!) издательством "Грамота", значок "Ворошиловский стрелок" попал на стр. 16 в перечень медалей СССР… "за трудовые достижения"? Во-первых, значок — не медаль. Во-вторых, он выдавался за отличную стрельбу ОСОАВИАХИМом — Обществом содействия обороне, авиационному и химическому строительству! И, в-третьих, кто был обязан проконтролировать авторов, если они ошиблись? Должна же быть у нас система контроля?

Реклама


Чудеса. В учебнике для 11 класса значок "Ворошиловский стрелок" включили в медали за "трудовые достижения"

Система, оказывается, есть. Причем многоступенчатая. Но главные экспертные органы красуются прямо на второй странице учебника. К примеру, та же "История Украины" для 11-го класса, написанная Струкевичем и его соавторами, начинается словами: "Издано за счет государственных средств. Продажа запрещена". Эта формулировка, кстати, означает, что НДС с такой продукции не взимается. Крылатая фраза: "Печатать книги — это печатать деньги" становится вдвойне справедливой, когда книги — это учебники, печатающиеся частным издательством за государственный счет. А далее в учебнике на той же странице можно прочесть: "Научную экспертизу проводил Институт истории Украины НАН Украины. Психолого-педагогическую экспертизу проводил Институт педагогики НАПН Украины".

Интересно, как получило высокое одобрение этих глубоконаучных органов издательство "Грамота", искренне считающее в лице своих триединых авторов Струкевича, Романюка и Дровозюка, что "в украинской литературе процветают фантастика, детектив, любовно-авантюрный роман" и делающих г-на Медведева (о, расцвет фантастики прямо в учебнике по истории!) главой России на пять лет раньше, чем он стал им в реальности?

Реклама

С этим мы еще разберемся: в моих планах интервью и с директором Института истории г-ном Смолием, и с его коллегой по директорскому ремеслу из Института педагогики г-ном Мадзигоном. Но сначала я хотел встретиться с руководителем внезапно прославившегося на всю Украину издательства "Грамота" г-жой Лидией Чичановской. Однако она, как сказали мне, срочно уехала в Москву. Но ничего. Не навсегда же в Москву уезжают хорошие люди, если интересы практически лишенного коммерческих рисков бизнеса связывают их с Киевом?


Издательства, печатающие учебники за госсчет, НДС не платят

Все, что мне удалось узнать, это то, что издательство "Грамота" по нашим временам весьма древнее — существует уже больше 10 лет (много учебников его придется почитать!), пребывает на учете в государственной налоговой инспекции Подольского р-на Киева и "користується пільгою по ПДВ згідно п.п. 197.1.25 п. 197.1 статті 197 розділу V Податкового кодексу України (постачання (передплати) періодичних видань друкованих засобів масової інформації та книжок (крім видань еротичного характеру), учнівських зошитів, підручників та навчальних посібників вітчизняного виробництва, словників українсько-іноземної або іноземно-української мови"…

"Умеют же люди устраиваться! — подумалось мне. Делают для Украины благородное дело — потому и льготами пользуются… Все согласно закону!" И взгляд мой почему-то сам собой остановился на странице 279 из изданного "Грамотой" скандального учебника: "Деградация науки происходит также за счет внутренней "утечки умов". За годы независимости в коммерческие структуры перешло работать более 20% научных работников". Вообще-то правильно говорить: "утечка мозгов". Ум, он или есть, или его нет. А мозги действительно, бывает, "текут" и даже "утекают", как выразился бы солист "Мумий Тролля" Лагутенко. В Москву могут утекать. И из Москвы в Киев. Жизнь штука сложная. Взять хотя бы Президента той же Национальной академии педнаук г-на Кременя, подведомственный которому институт одобрил "Историю Украины" для 11-го класса.

Мы даже не задумываемся, что кормим всем обществом гигантскую бюрократическую структуру, отвечающую за то, чтобы материал в учебниках был изложен легко, доходчиво и соответствовал психологическим и педагогическим нормам — эту самую Национальную академию педагогических наук! Все институты, в нее входящие, несут на себе отпечаток их верховного руководителя и главного педагогического "гуру" Украины — Василия Кременя, бывшего министра образования, как раз перед Вакарчуком рулившего этой отраслью.


В. Кремень — институты его Академии "благословляют" учебники

Думаю, читателям будет интересно узнать, что кандидатская диссертация г-на Кременя, являвшегося на момент ее защиты в 1976 г. не господином, а "товарищем", никакого отношения к педагогике не имеет! Она называлась "Критика В.І. Леніним лівоопортуністичних збочень питань теорії соціалістичної революції і сучасність". Я так понимаю, боролся Кремень с политическими извращенцами, еще не подозревая, что в 1998 году он сам мутирует, с точки зрения терминологии своей же диссертации, в такого же "левого извращенца" (не подумайте ничего плохого — это партийный сленг боевой молодости всех этих людей из "кремня") и станет депутатом от партии власти при Кучме — СДПУ(о). Докторская Кременя тоже никакого отношения к педагогике не имеет — "Проблема співвідношення колективності і індивідуальності в історії соціалістичної думки і сучасність". Отличная "педагогическая" карьера для слесаря Конотопского автопарка, с чего Кремень начинал некогда трудный путь в академики!

Единственное отношение к "педагогике" Василий Кремень имел разве что в 80-е годы, когда работал завсектором вузов отдела науки и учебных заведений ЦК Компартии Украины. Вот такой кадр — "Сухомлинский" нашего времени! Еще есть вопросы, почему подведомственные Кременю институты одобряют с "педагогической" и "психологической" точки зрения учебники, которые, честно говоря, просто в голову не лезут из-за пустого многословия, так любимого всеми бывшими партийными работниками эпохи застоя?