Год без власти: От Тимошенко сбежали треть нардепов

15 февраля 2011, 07:41
В БЮТ говорят, что к регионалам может переметнуться еще человек пять. Остальные – только если их оттолкнут.

Тимошенко: год без власти. Фото byut.com.ua

Скоро год с тех пор, как с седьмого этажа здания на Грушевского Леди Ю. прямиком отправилась в оппозицию. "Сегодня" проанализировала: чем Тимошенко запомнился год не у власти, могла ли она избежать столь масштабных потерь и что ждет ее дальше.

Еще 25 февраля прошлого года Тимошенко могла похвастаться 155 штыками под куполом Рады. Однако за год от нее сбежало (или сама фракция исключила) аж 50 "предателей" — треть! Да и ряды верных нунсовцев существенно поредели: женщине с косой сохранил верность от силы десяток избранников от НУНС. "Одна из ключевых причин поражения Тимошенко на выборах — то, что она объявила войну всем: олигархам, политическим силам, действующему президенту, министрам. А такие вещи приводят к тому, что все объединяются против, — считает экс-бютовец Святослав Олейник. — Тем не менее Тимошенко продолжает эту тактику до сих пор — она не умеет критично оценивать свои действия".

Реклама

ДЕПУТАТЫ НЕ ВЕРЯТ. "Проблема еще и в том, что депутаты не верят Тимошенко. Сразу после выборов мы пытались уговорить людей Ющенко и Литвина создать большинство, сделать Тимошенко премьером, поменять генпрокурора, — рассказал "Сегодня" другой экс-бютовец, Олег Ляшко. — Я участвовал в этой работе по ее поручению. Тимошенко мне говорила: "Клади перед ними чистый лист, пускай говорят, чего они хотят, и будем решать". И я клал перед ними чистый лист — в том числе и перед Литвиным. И тогда, в ходе этих переговоров, я понял главную проблему Тимошенко — депутаты ей не верят. Почему Тигипко с ней не договорился? Потому что и он тоже ей не верит! Они мне так в глаза и говорили: мол, она нас использует и бросит. Не знаю — видимо, уже имели опыт общения".

И ДРУГИЕ ПРОБЛЕМЫ. Кроме того, экс-соратники рассказали нам, что проблема Леди Ю. еще и в том, что она не желает слушать свое окружение. "Из 100% сказанного она выбирает 20%, которые хочет услышать. И не может отказаться от лидерства: пытается объединить оппозицию вокруг себя, вместо того, чтобы создать объединение на правах одного из равноправных партнеров", — говорит Олейник.

И ударяется в национализм. "Причем неверно думать, что это ей политтехнологи навязали: это ее решение, а советники лишь подсказывают способы, как этот национализм преподносить на публике", — сказал нам один из экс-соратников Юли. Политолог Дмитрий Выдрин, который сам когда-то был в БЮТ, считает, что избежать оттока нардепов Тимошенко не могла никак. "Люди пришли в парламент за деньги, чтобы зарабатывать деньги. Как только такая возможность исчезла — они ушли туда, где еще можно заработать. Конечно, тут есть вина и самой Тимошенко — надо было списки формировать иначе", — говорит Выдрин.

Реклама

ИСХОД ОКОНЧЕН? Источник во фракции БЮТ считает, что резерв таких "заробитчан" среди бютовцев практически исчерпан. "Могу допустить, что будут еще человек пять, которые уйдут по своей инициативе, — говорит он. — А все, что может быть сверху этих пяти — наши собственные ошибки, такие, как в случае с Фельдманом, которого руководство партии оттолкнуло само, предпочтя Авакова".

По словам другого нардепа-бютовца, сейчас во фракции активно ищут людей, которые хотят уйти из нее. "Бывший наш коллега Рыбаков сколачивает группу, — объяснил он. — У него есть 16 человек — этого достаточно, но он хочет 21, как во фракции Литвина, чтобы иметь возможность требовать доли в руководстве комитетов".

ДЛЯ НАС — НОРМАЛЬНО. Напротив, нынешние нардепы-бютовцы считают, что во фракции все надежно. "70% тех, кто от нас ушел, никогда не были в оппозиции и оказались морально не готовы к ней. Зачем мы их брали? Потому что мы не шли в оппозицию, — говорит нардеп Игорь Грынив. — И поверьте: если бы Тимошенко выиграла выборы, из ПР тоже многие бы ушли". "Для нашей страны такой уход — нормален. Ведь на людей давят: госмашина целенаправленно работает на разрушение бизнеса тех людей, у которых он есть. А это не просто деньги — это дело, которое люди всю жизнь создавали", — добавляет Андрей Сенченко.

Реклама

ОСКОЛКИ БИЗНЕС-ИМПЕРИИ

Одна из главных проблем Юлии Тимошенко — массовый исход большого бизнеса из фракции. По разным причинам перестали быть бютовцами земельный магнат Богдан Губский, владелец "АвтоЗАЗа" Тариэл Васадзе, крупный сельхозбизнесмен Андрей Веревский, владелец самого большого вещевого рынка в Европе "Барабашово" (Харьков) Александр Фельдман, совладелец телеканалов М1 и М2 Николай Баграев, владелец строительной компании "Житлобуд" Иван Куровский. Правда, с Тимошенко все еще остается хозяин банка "Финансы и кредит" Константин Жеваго, но и он ведет осторожную политику: сам остается во фракции, в то время как его креатура — нардеп-финансист Юрий Полунеев и недавно избранный мэром Кременчуга Олег Бабаев — перешли к регионалам. Не оставляет власть желания увести от Тимошенко и самого Жеваго — так, недавно его публично поздравил с днем рождения Виктор Янукович. Кроме Жеваго главными спонсорами Тимошенко, остались, в основном, днепропетровские бизнесмены-нардепы: Вадим Коротюк, Михаил Соколов и Гарегин Арутюнов (двое последних связаны с тетей Тимошенко Антониной Ульяхиной).

ПОЛИТОЛОГИ: РЕЙТИНГ ЮЛИ УЖЕ ПОЧТИ НА ДНЕ

В феврале-2010 на выборах Юлия Тимошенко набрала почти 45,5% голосов. А уже в мае, всего через три месяца, рейтинг партии упал до... 14% — в 3,5 раза! В августе на вопрос, за кого бы вы проголосовали на ближайших выборах в Раду, лишь 12,6% выбрали ответ: "За БЮТ". В феврале 2011 г. таких оказалось 12,5% от всех опрошенных или 17% тех, кто намеревается принять участие в выборах (данные центра Разумкова). Причем формула — мол, у власти медовый месяц, но скоро люди в ней разочаруются и вернутся к Тимошенко — не сработала. С мая 2010 г. ПР растеряла почти половину своих сторонников: их рейтинг упал с 39,1% до 20,5%. Но даже это не помогло Тимошенко прибавить в весе. "В политике ничего автоматически не происходит. И если Тимошенко и дальше будет вести себя так, как сейчас, то ее рейтинг будет падать. Не до бесконечности, конечно. Когда-то социологи рассчитали ядро ее симпатиков — это 12—13% человек. Она уже фактически в ядре. То есть — на дне", — считает политолог Дмитрий Выдрин. По его словам, проблема Леди Ю. — в отсутствии новой философии: "Люди так устроены: они голосуют за эмоции, за мечту. А сегодня Тимошенко не представляет нового интеллектуального продукта — более умного, остроумного, продвинутого, чем власть". С этим соглашается и Олег Ляшко: "Надо предлагать людям альтернативу, идею, за которой они бы пошли. А сегодня Тимошенко предлагает лишь воевать с Януковичем".

Соратники Тимошенко с социологами не согласны. "В реальности, за год рейтинг Тимошенко упал на 4%, и со второй половины года ее рейтинг пошел в рост, а у Януковича он упал на 20% и падает сейчас", — утверждает нардеп-бютовец Игорь Грынив. "К тому же у Тимошенко есть известный феномен — она всегда набирает на 5—7% больше, чем ей дают социологи", — добавляет нардеп Андрей Сенченко.