Первые итоги работы НАБУ: главные достижения, скандалы и резонансные дела

18 апреля 2016, 16:10
Первые реальные выводы по работе Национального антикоррупционного бюро можно будет делать в конце года, но с нынешними судами борьбы с коррупцией не получится, отмечают эксперты

Артем Сытник. Фото: facebook

Прошел уже год с тех пор как президент подписал указ о создании Национального антикоррупционного бюро. Но реально оно начало работать только в декабре прошлого года. И пока большими достижениями Бюро похвастать не может, но, как отмечают эксперты, главное, что оно не стало инструментом в политической борьбе между украинскими элитами. А первую реальную оценку деятельности НАБУ – по количеству судебных решений против коррупционеров – можно будет делать к концу этого года.

На днях, исполнилась первая годовщина с момента создания Национального антикоррупционного бюро Украины. Как известно, Верховная Рада приняла Закон "Про национальное антикоррупционное бюро" еще 14 октября 2014 года. Однако только 16 апреля 2015 года – после проведения открытого конкурса на должность директора нового ведомства – президент Петр Порошенко подписал два Указа: о создании НАБУ, и о назначении Артема Сытника директором Национального антикоррупционного бюро.

Реклама

Но реально начать работу новое ведомство смогло только с декабря прошлого года – после того, как заработала специализированная антикоррупционная прокуратура.

Согласно отчету НАБУ, за четыре месяца с декабря 2015 по март 2016 было открыто 120 уголовных производств, 9 дел по 12 фигурантам направлены суд, вынесено 25 сообщений о подозрении и более 220 млн грн. было арестовано.

По словам Артема Сытника, большая часть уголовных производств переданных в суд касается судей, которые были задержаны при получении неправомерной выгоды. "Также мы направили дело одного из руководителей службы экспортного контроля, который обвиняется во взяточничестве в размере 250 тысяч долларов. Мы арестовали и направили в суд дело одного из руководителей государственного учреждения, который нанес ущерб государству в размере 16 млн грн", – сказал он в эфире телеканала "Украина".

Реклама

Артем Сытник также отметил, что сумма ущерба, которая была нанесена в результате преступлений, составляет почти миллиард гривен.

В НАБУ, в свою очередь отмечают, что штат ведомства уже сформирован более чем на 60%, сформировано оперативно-техническое управление и Управление специальных операций, получен доступ к более 100 открытых и закрытых баз данных. Кроме центрального управления Бюро созданы и формируются первые два территориальных управления – Львовское и Одесское.

Реклама

Курьезы со спецназом НАБУ

Вместе с тем, несмотря на спецподготовку, а также дорогую экипировку (обычно в этом контексте вспоминают, что стоимость одной зимней пары носков для бойца спецназа НАБУ составляет 380 грн), сотрудникам Управление специальных операций не всегда удается задерживать своих "клиентов".

Так, в конце марта в Одесской области на взятке в полмиллиона гривен был пойман судья Алексей Буран. Однако во время задержания он открыл огонь по сотрудникам НАБУ и сбежал. В ведомстве поясняют, что скрыться с места происшествия коррупционеру удалось, поскольку он имел статус "неприкосновенности судьи".

В итоге судья был задержан после того, как Верховная Рада дала согласие на его арест.

Эта ситуация среди прочего вызвала дискуссии относительно необходимости лишения судей неприкосновенности, поскольку в нынешних реалиях у них есть все возможности скрыться от правосудия.

Крупные дела

Но неприкосновенность судей – не единственное, что сдерживает работников НАБУ. После того, как в СМИ разгорелся скандал вокруг причастности президента Петра Порошенко к офшорным компания, Антикоррупционное бюро заявило, что не будет расследовать это дело, поскольку глава государства не является подследственным НАБУ лицом, и у Бюро нет полномочий начинать по нему досудебное расследование.

На днях в НАБУ также сообщили, что закрыли уголовное производство по факту злоупотребления главой НБУ служебным положением. Производство было закрыто в связи с отсутствием в деянии состава уголовного преступления, говориться в сообщении.

Ранее редактор программы "Гроші" Александр Дубинский сообщал, что старший сын Валерии Гонтаревой Антон вывел все деньги (800 тыс. грн) со своего счета в "Дельта Банке" в феврале 2015 года – перед признанием финучреждения неплатежеспособным. Вместе с тем в таких действиях НАБУ не усмотрело преступного умысла. "Установлено, что в период с 16 января по 2 марта 2015 таким же образом, путем перечисления средств на счета других лиц и снятия средств частями, со счетов ПАО "Дельта Банк" сняли средства примерно 13 тыс. клиентов банка на общую сумму около 2 млрд. грн. Следовательно, операции сына главы НБУ не имели исключительный характер, поэтому не могут рассматриваться как предоставление преимущества близким лицам путем злоупотребления служебным положением", – говорится в сообщении ведомства.

В настоящее время НАБУ расследует два дела, в которых фигурирует экс-нардеп от "Народного фронта" Николай Мартыненко. Одно уголовное производство открыто по факту получения взяток при закупке НАЭК "Энергоатом" оборудования у чешского АО Skoda JS, второе дело касается закупки Украиной урана по завышенной стоимости.

Также НАБУ проверяет информацию относительно возможного вмешательства в работу Министерства экономразвития со стороны близкого к президенту народного депутата от "БПП" Игоря Кононенко. Как известно, в начале февраля 2016 года на тот момент министр экономразвития Украины Айварас Абромавичус обвинил Кононенко в том, что то пытается пролоббировать назначение своих людей заместителями министра а также руководителями отдельных крупных госпредприятий.

Также сообщалось что незадолго до свой отставки генпрокурор Виктор Шокин запретил передавать из ГПУ в НАБУ крупные дела, связанные с коррупцией, что, впрочем, как отмечали эксперты, не противоречит законодательству.

А одно время ГПУ даже заинтересовалось деятельность главы НАБУ. В частности, в августе 2015 года сообщалось, что ГПУ начала досудебное расследование против Артема Сытника, заподозрив его в злоупотреблении служебным положением. Поводом для этого послужило то, что 29 июля Артем Сытник включил свою супругу Анну Сытник и личного советника Ирину Данько в состав официальной делегации для поездки в Великобританию.

Глава НАБУ, в свою очередь, пояснил, что Великобританию он посещал по приглашению Национального уголовного агентства по городу Лондону, расходы на перелет и проживание брала на себя принимающая сторона. "Мы оплатили с моей заработной платы билет в Лондон, и у нее (жены Сытника Анны, – ред.) была частная цель посещения своих родственников в Лондоне. Что касается Данько Ирины, о которой мне тоже говорят, что я ей оплатил визит, эта Данько Ирина обеспечивает коммуникацию с международными донорами и представителями правительственных и неправительственных организаций. И ее перелет и проживание оплачивала британская сторона", – пояснил он обстоятельства участие супруги и помощницы в визите. На этом фактически инцидент был исчерпан.

Выводы делать пока рано

По мнению экспертов, пока рано судить, насколько эффективно работает Национальное антикоррупционное бюро, поскольку реально выполнять свои функции оно смогло начать с декабря прошлого года.

"Пока НАБУ действует аккуратно, осторожно, хотя нельзя не отметит активность антикоррупционного бюро во всех резонансных заявлениях, нарушениях, подозрениях. Но пока какие-то впечатляющие достижения национальное антикоррупционное бюро вряд ли может записать на свой счет", – сказал Сегодня.ua директор института глобальных стратегий Вадим Карасев.

А главный показатель – это решение судов по делам, которые расследует НАБУ, добавляет правозащитник Эдуард Багиров. "Главное не заявление в СМИ, не регистрация заявления о преступлении в области коррупции. Самое главное, чтобы было результат работы не только следствия, но и решение судебных инстанций первой и апелляционной инстанции", – пояснил он Сегодня.ua.

По словам правозащитника, если НАБУ не удастся до конца этого года показать хотя бы пять десятков уголовных дел, проведенных до судебного решения то кредит доверия будет гораздо меньше.

Пока же главное достижение Бюро – это то, что оно ушло от соблазна стать антикоррупционной пиар-конторой, работающей исключительно в политических целях под чей-то политический интерес, отметил Вадим Карасев. "Была опасность, что НАБУ начнет сразу работать в режиме пиар-сопровождения, поиска врагов, работать на публичный резонанс, а не на правовой результат, и могло быть использовано политическими элитами в качестве дубины во внутриэлитной борьбе. Этого не произошло", – сказал политолог.

При этом эксперты отмечают, что в итоге наказание коррупционеров будет зависть не только от эффективности НАБУ. Но и от того, какие решения будут принимать украинские суды.

"Без (нормально работающей) судебной системы все это лишено смысла. Преступников будут искать, будет вестись следствие, будут отправлять дела в суд, а суд будет отпускать. Тогда конечно же на выходе не будет результата", – пояснил Вадим Карасев, отметив, что возможно именно по этой причине особое внимание сотрудники НАБУ уделяют очищению судебной системы от коррупционеров.

Но этого может быть недостаточно и нужно хотя бы частично провести судебную реформу, уверен Эдуард Багиров. "Для этого необходимо назначение в апелляционных инстанциях областных и города Киева новых судей (на открытом конкурсе с привлечением общественности), которые бы специализировались на уголовных делах связанных с НАБУ. Тогда даже если в судах первой инстанции коррупционерам удастся получить нужное решение, в апелляции их дела будет рассматривать специализированный судья-антикоррупционер", – пояснил он.

И какой бы в итоге не была реформа судебной системы, проводить ее нужно, поскольку без этого борьба с коррупцией в Украине не принесет результатов, добавляет Вадим Карасев.

"НАБУ – это один и механизмов системы, у которой есть вход (проблемы, нарушения, резонансные расследования), а на выходе должен быть результат. Так вот НАБУ – это ближе ко входу этой системы, в то время как суд на выходе. Без чистки и оздоровления судебного корпуса аниткоррупционная система не будет действовать эффективно и результативно", – сказал он.