Год "Минска-2": новая дорожная карта и почему важно назвать вещи своими именами

12 февраля 2016, 08:27
Надо усадить Россию за стол переговоров по Донбассу не как сторону-наблюдателя, а как участника конфликта, считают эксперты

Порошенко и Путин. Фото: AFP

Завтра главы МИД "нормандской четверки" встретятся на полях Мюнхенской конференции, чтобы обсудить выполнение Минских соглашений. Точнее, обсуждать будут новую "Дорожную карту" выполнения мирных договоренностей, и могут презентовать проект закона о выборах на оккупированном Донбассе. По информации источников Сегодня.ua в украинской переговорной группе, Франция и Германия будут давить на Украину в вопросе принятия Верховной Радой законов об амнистии и выборах на оккупированном Донбассе, а также поправок в Конституцию по децентрализации с особым статусом Донбасса. Иначе, Украину обвинят в невыполнении "Минска-2" и антироссийские санкции могут частично отменить.

НОВЫЕ СРОКИ. Ни для кого не секрет, что ни один пункт из вторых Минских договоренностей за год после их подписания не выполнен. Точнее сказать, с большой натяжкой выполнены два пункта, которые входят в раздел по безопасности: от линии разграничения отвели тяжелое вооружение, а ОБСЕ расширили доступ вглубь оккупированной территории Донбасса. Первый и главный пункт "Минска-2" – о "незамедлительном и всеобъемлющем прекращении огня" – Россия и поддерживаемые ею боевики, похоже, никогда выполнять и не собирались. В тоже время, Россия и представители ОРДЛО требуют от Украины выполнения политической части "Минска-2": принятия Верховной Радой закона об амнистии, чтобы потом на оккупированных территориях Донбасса можно было провести выборы, принятия закона о выборах и во втором чтении – поправок в Конституцию по децентрализации.

Реклама

Понятно, что Украину такой сценарий никак не устраивает. Именно поэтому наши дипломаты говорят: пусть сначала Россия прекратит стрелять, отведет вооружение, выведет всех своих солдат и отдаст Украине контроль над границей, а только потом мы приступим к политическому диалогу. Чтобы выиграть еще немного времени, Верховная Рада, хоть и с нарушением норм Конституции и регламента, внесла изменения в сам регламент, чтобы продлить сроки принятия во втором чтении поправок в Конституцию.

"В ЕС и США это восприняли негативно. Но смирились после переговоров Петра Порошенко с Ангелой Меркель в Берлине. Правда, в немецкой и французской столицах продолжают настаивать на выполнении Украиной политической части Минских соглашений. Требуют принятия Верховной Радой законов об амнистии и выборах", – рассказал Сегодня.ua источник в украинской переговорной группе.

Это нам неофициально подтвердили и украинские дипломаты, которые встречались с вице-президентом США Джо Байденом во время его визита в Киев. "Он четко сказал: "Вы видели, что подписываете. Принимайте законы и Конституцию, чтобы мы потом смогли обвинить Россию в невыполнении Минских соглашений и летом продлить санкции", – сказал нам один из украинских дипломатов.

Реклама

СПОРНЫЕ МОМЕНТЫ. Как уже писал Сегодня.ua, шансов на то, что в этом парламенте и с таким составом коалиции законы об амнистии боевиков и выборах на оккупированном Донбассе будут проголосованы, практически нет. Не говоря уже о проекте изменений в Конституцию, где в п.18 переходных положений обозначается так называемый особый статус Донбасса. Но даже если президенту удастся убедить парламент, в украинской редакции эти документы никогда не устроят боевиков. Как уже неоднократно заявлял представитель Украины в трехсторонней контактной группе Леонид Кучма, боевики чуть ли не в ультимативной форме требуют амнистировать абсолютно всех, включая лиц, которые совершили особо тяжкие преступления.

По словам экс-вице-премьера по евроинтеграции Олега Рыбачука, этим Россия добивается легализации своих 7-8 тыс солдат, которые сейчас находятся на оккупированном Донбассе.

"Западные дипломаты, в том числе Меркель и Олланд знают, что на Донбассе 7-8 тыс регулярных российский войск. Если мы примем законы об амнистии и выборах, Украина дальше будет обязана отстроить Донбасс. Ну и дальше мы снова понимаем, что эти 7-8 тыс российских оккупантов станут народной милицией и депутатами", – считает Рыбачук.

Реклама

Понятно, что Украина на это никогда не пойдет. И, как уже говорили украинские дипломаты и нардепы, не допустят "легализации всяких там "моторол", "плотницких" и "захарченков".
Да и к законопроекту о выборах на оккупированном Донбассе у нас есть свои пять требований.

"Первое: в избирательном процессе должны участвовать общеукраинские политические партии. Второе: система выборов – пропорциональная, с закрытыми списками. Третье: голосовать обязательно должны внутренне перемещенные лица и беженцы. Четвертое: основным институтом, который осуществляет администрирование выборов, должна быть Центральная избирательная комиссия Украины. Пятое: освещение процесса должно быть гарантировано всем общеукраинским СМИ, а на территории должно быть полностью восстановлено информационное поле Украины", – заявлял представитель Украины в политической подгруппе Роман Бессмертный.

Чего не скажешь о проекте изменений в Конституцию с п.18 переходных положений. Это в высоких кабинетах украинской власти, наоборот, считают своей победой. Мол в п.11 Минских соглашений написано: "Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу у к концу 2015 года новой Конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов)…".

Если строго следовать букве п.11 Минских соглашений, Украина должна принять абсолютно новую Конституцию, а не изменения, согласовав ее с представителями ОРДЛО. Этим и объясняются слова Романа Бессмертного в интервью Сегодня.ua.

"Я ни разу не слышал, ни от российской стороны, ни от представителей ОРДЛО о том, что их устраивает пункт 18 (переходных положений проекта Конституции, где обозначается особый статус Донбасса – Авт.). Они всегда требовали новой редакции и говорили о том, что минский комплекс мер предусматривал согласование с ними (конституционных изменений – Авт.), а вы, видите ли, не согласовали, поэтому мы априори не можем принять все, что вы там предлагаете. Это повторялось постоянно", – говорил Бессмертный.

ПРИЗНАТЬ ОККУПАНТОМ. На первый взгляд может показаться, что Украина оказалась в безвыходной ситуации: законы о выборах и амнистии надо принимать, иначе санкции против России могут частично отменить. И на невыполнение Россией Минских соглашений США и ЕС закрывают глаза.

Но не все в Евросоюзе так однозначно относятся к политике Брюсселя. Приведем в пример диалог Сегодня.ua с одним из послов стран Балтии:

Посол: – А почему Вы не признаете Россию страной-оккупантом?

Сегодня.ua: – Так мы же признали: в марте прошлого года приняли постановление, которым признали временно оккупированными некоторые территории Донбасса.

Посол: - А оккупированными кем?

Сегодня.ua: – Россией…

Посол: - А почему это не указано в постановлении и Рада официально не обратилась к ООН, ЕС, США и т.д. с призывом помочь в деоккупации?

Сегодня.ua: - Наверное, потому, что тогда мы официально признаем, что воюем на Донбассе с Россией. А это значит, мы объявим ей войну?

Посол: - А кто вам такое сказал? Почему по Крыму вы на законодательном уровне признали российскую оккупацию полуострова, а Россию – страной-агрессором, обратившись к международному сообществу, а по Донбассу не можете?

Неофициально нардепы от БПП передают слова президента. "Мы у него тоже спрашивали, почему мы не можем официально признать Россию страной-оккупантом на Донбассе. В ответ мы услышали: "Это будет означать объявление войны России".

Бывший судья Конституционного суда Виктор Шишкин говорит, что такие доводы несостоятельны. По его словам, согласно Конституции, эти вещи абсолютно между собой не связаны, а в статье 106 Конституции Украины написано, что президент "вносит в ВР представление об объявлении состояния войны и в случае вооруженной агрессии против Украины…".

Более того, по словам Виктора Шишкина, по всем проанализированным им законодательным актам в Украине все признаки военного положения. А по Конституции в условиях войны вносить изменения в Основной закон нельзя. И если Украина 2/3 голосов таки примет поправки в Конституцию во втором чтении, то официально признает, что войны нет. Значит, у России может появиться еще больше аргументов, чтобы называть войну на Донбассе гражданской войной внутри Украины.

Но вместе с этим Виктор Шишкин согласен с мнением Олега Рыбачука о том, что Россию нужно признать страной-оккупантом на Донбассе.

"Недавно я был на встрече в посольстве Литвы в Украине. Обсуждали тему Минска. Там прозвучало то, что для меня очевидно. Один из высокопоставленных послов Балтии, который отлично знает Украину, спросил одного из украинских депутатов, который также присутствовал на встрече: "То, чего вы требуете, конечно, хорошо. Но, как Украина на уровне Верховной Рады сформируйте документ, где Россия будет четко указана агрессором в Донецке и Луганске, что Донбасс – оккупированная территория", – писал в колонке на Сегодня.ua Олег Рыбачук.

По мнению многих украинских экспертов и западных дипломатов, если Украина пойдет на такой шаг, появится шанс усадить Россию за стол переговоров по вопросу Донбасса не как сторону-наблюдателя, а как участника конфликта.