Главные вопросы о президентских выборах и ответы на них

30 апреля 2014, 07:00
Политологи рассказали о выборах президента, парламента и Кабинете Министров

Президентские выборы в Украине пройдут 25 мая 2014 года / Фото: Сергей Николаев

Дата президентских выборов все ближе, а вопросов об организации голосования и юридических нюансов — все больше. Во-первых, совершенно непонятно, на сколько новый президент придет к власти, ведь очередные выборы должны состоятся весной 2015-го, а сейчас пройдут — внеочередные. Соответственно вопрос: мы выбираем главу государства на 10 месяцев или на 5 лет? Во-вторых, открытым остается вопрос полномочий будущего президента. Они прописаны в редакции Конституции-2004, но сейчас Рада и Кабмин активно работают над ее изменением. "Сегодня", вместе с политологами Владимиром Фесенко, Вадимом Карасевым и Алексеем Гаранем, собрала самые волнующие народ вопросы о выборах и подготовила на них ответы.

ПОКА НЕ РЕШИЛИ. Вчера в парламенте прошли открытые слушания по вопросу изменения Конституции: в них участвовали не только слуги народа и члены правительства, но и некоторые кандидаты в президенты. Выступил и премьер Арсений Яценюк: "Нужно ликвидировать областные и районные администрации и сформировать местные исполкомы, а у будущего президента отобрать инструменты влияния на судебную власть, передав права Высшему совету юстиции. Глав МИДа и Минобороны президент должен назначать только после консультаций с коалицией". Другие настаивали на том, чтобы изменения в Конституцию утверждала не Рада, а народ на референдуме. К общему мнению не пришли, и спикер Александр Турчинов перенес слушания на 6 мая, а Яценюк попросил депутатов подготовить проект изменений в Конституцию до 25 мая.

Реклама

На сколько выберем президента?

По закону, очередные выборы главы государства должны состояться 29 марта 2015-го. Но Рада в критической ситуации назначила внеочередное голосование на 25 мая. Возникает законодательная коллизия: в Конституции-2004 не указано, как работает президент, избранный на внеочередных выборах — до очередных, или все 5 лет своего срока. Решать проблему будет Конституционный суд: некоторые СМИ уже подали туда свои запросы, а депутаты — готовятся. Но это чистая формальность. "Разговоры об избрании президента на год — спекуляции", — считает Алексей Гарань. Владимир Фесенко с ним согласен: "Нельзя выбирать президента на год — это не выгодно с финансовой точки зрения и продлит нестабильность в стране, что сыграет на руку РФ".

Нужны ли выборы в один тур?

Реклама

Результаты последнего опроса сразу четырех соцслужб показывают, что с высокой вероятностью выборы 25 мая пройдут в два тура. Причем, по сегодняшним электоральным настроениям, во втором туре наверняка встретятся Петр Порошенко и Юлия Тимошенко. Это подтверждают все опрошенные "Сегодня" эксперты. "Выборы в один тур поставят под сомнение их легитимность. К тому же, мы еще дебатов не видели — они многое решают и повлияют на рейтинги. Да и Тимошенко всегда хорошо финиширует — на выборах ей отдают больше голосов, нежели показывают соцопросы", — объясняет Карасев. Но политологи не исключают и возможности победы Порошенко уже в первом туре с 50%+1 голос. "Это произойдет, если его рейтинги останутся примерно на нынешнем уровне, а Донбасс не проголосует в силу объективных и субъективных обстоятельств. Уже сейчас голосование на Востоке под вопросом — в целом ряде округов даже не созданы избирательные комиссии", — считает Фесенко.

Какие полномочия получит президент?

В отличие от прав Виктора Януковича, полномочия новоизбранного президента по Конституции-2004 будут урезаны. Во-первых, будущий глава государства лишится права назначать Кабмин, кроме главы МИДа и Минобороны. Членов правительства, с подачи премьера, утверждает Рада. Но вполне вероятно, что возможности назначать глав МИДа и Минобороны будущий президент также лишится. По вчерашнему предложению Арсения Яценюка, в этом вопросе президент должен будет советоваться с парламентской коалицией и премьером, но пока это только инициатива. С большой вероятностью новому главе государства больше не придется назначать губернаторов — но не потому, что эти полномочия перейдут к Раде. По реформе местного самоуправления или так называемой децентрализации власти, районные и областные администрации ликвидируют. Вместо них создадут рай- и облисполкомы, руководителей которых будут избирать жители этого региона на выборах. Но право назначать глав СБУ и ГПУ, равно как и распустить Раду, если нардепы за 30 дней не сформировали коалицию, у президента точно никто не отберет.

Реклама

Когда выберем новую Раду?

В сентябре или декабре — так говорят все эксперты. "Без "своей" коалиции в Раде по Конституции-2004 новый президент ничего не сможет. А ему нужно будет закрепить победу и успокоить Восток — провести их активистов и представителей в состав новой власти. В этой связке нужно будет и местные выборы проводить", — говорит Вадим Карасев. По словам Владимира Фесенко, с юридической точки зрения возможен один вариант досрочных выборов Рады: "Выбираем нового президента, который распускает Раду. К примеру, если выиграет Петр Алексеевич, УДАР выходит из коалиции и они лишаются большинства. По Конституции, если в течение 30 дней в Раде не создадут новую коалицию, президент назначает досрочные выборы. Если такой шаг УДАР сделает в июне, то Раду распустят в июле, а выборы в Раду назначат на сентябрь. Если же механизм роспуска начать осенью, выборы пройдут в декабре".

На сколько выберем нардепов?

А вот по этому вопросу в Раде торгуются. "Я вчера был в парламенте. Депутаты ерничают, мол: "Обменяем пятилетние полномочия президента на гарантии полномочий депутатов до 2017-го", — говорит Фесенко. Депутаты нынешнего созыва заинтересованы в сохранении своих кресел. "В первых рядах — регионалы и коммунисты, рейтинги которых после последних событий в стране резко упали, — говорит Алексей Гарань. — Да и мажоритарщики, которые не смогут баллотироваться на досрочных выборах в Раду (о причинах — в следующем вопросе — Авт.), против перевыборов". По мнению опрошенных "Сегодня" политологов, вероятность перевыборов Рады — 99%. Причем, если голосование состоится, парламент выберут сроком на 5 лет. То есть, в очередных выборах в 2017-м смысла уже не будет.

Как будем выбирать парламент?

В этом вопросе также существует законодательная коллизия, а в Раде идут торги. Как уже писала "Сегодня", по Конституции-2004 парламентские выборы проходят на пропорциональной основе, то есть, по закрытым партийным спискам. А по действующему закону о выборах народных депутатов, 225 нардепов проходят в Раду по открытым партийным спискам, а еще 225 — как самовыдвиженцы по мажоритарным округам. Это противоречит Конституции. Понятно, что закон о выборах нардепов придется менять. "Но удастся ли провести изменения в нынешнем составе Рады? Нужно изменить норму о партийных списках и дать возможность непартийным мажоритарщикам баллотироваться по открытым спискам партий", — считает Фесенко.

Как изменится состав Кабмина?

По Конституции-2004, приход нового президента не означает отставку Кабмина. Политологи прогнозируют, что Арсения Яценюка точно не тронут. "В этом заинтересован Запад. Арсений Петрович встречался с Бараком Обамой — так в Белом доме принимают не всех. А вот после парламентских выборов состав Кабмина может измениться, но Яценюка, думаю, не тронут", — считает Карасев. Еще один важный фактор — настроения в обществе. "Кабмин могут изменить, если народ будет недоволен результатами его работы", — говорит Фесенко.