В гостях у чиновника: глава Минюста получает 6 тыс грн и ночует на работе

28 апреля 2014, 07:07
Петренко мечтает выспаться и пойти в спортзал

Петренко ничего не менял в кабинете / Фото: Сергей Николаев

Петренко ничего не менял в кабинете Фото: Сергей Николаев, "Сегодня" / Фото: Сергей Николаев

Реклама

"Сегодня" продолжает серию публикаций "Кабинеты чиновников". На сей раз мы посмотрели, как работает глава Минюста Павло Петренко. Его кабинет расположен на втором этаже здания министерства недалеко от Софийской площади. Рядом есть комната отдыха, где стоят диван, шкаф, пустой холодильник, стол и сейф. Также в распоряжении работников министерства — двухуровневый зимний сад со стеклянной крышей. В интервью Петренко рассказал, как проходит его день, о чем он мечтает и дал советы крымчанам.

Вы уже устроились в новом кабинете? Привыкли?

Я буквально живу на работе. Бывало, что и спал тут. Вот когда мы готовили документы по поводу антикризисного пакета, в 5 утра вернулся сюда из Минфина и затем снова поехал в ВР. Видите, диваны тут есть.

Реклама

Меняли что-то в кабинете?

Я ничего не менял. Нет времени: завез только свою юридическую литературу, Гражданский кодекс. Еще два фото с Майдана привез, потому что предыдущая хозяйка вывезла все, даже лампочки выкрутили.

Что у вас на столе?

Реклама

В исполнительной власти это вообще — этакие горы бумаг, и одна из реформ, которую мы сейчас внедряем — электронное правительство. Ведь движение одной бумажки по Кабинету министров в течение 98 дней — это ненормально. Есть Государственная исполнительная служба, одна из наиболее коррумпированных в системе юстиции. Это те органы, которые арестовывают имущество, реализуют его. И одна из схем, которую внедряло предыдущее руководство органов юстиции, — это фактически продажа конфискованного имущества. Это имущество на десятки миллиардов гривен. Оно продавалось через свои частные компании, эти компании получали вознаграждение. При этом зарабатывали только компании, приближенные к прошлым чиновникам. Вместо этого мы вводим открытую систему электронных биржевых торгов. В интернете любой получит доступ к торгам, сможет приобрести то или иное имущество. С 1 мая, я надеюсь, запустим это в четырех пилотных областях.

Расскажите про многочисленные телефоны у вашего стола? Кому по ним можно позвонить?

Это, на самом деле, пережиток советского прошлого, но есть свои плюсы: закрытая связь, к примеру, с председателем ВР, премьер-министром, главами министерств. Есть прямая телефонная связь с президентом, должность которого сейчас вакантна. Но сейчас там никто не ответит. А это телефон, по которому можно связаться с первым вице-премьером Виталием Яремой. Но я еще не привык к звонкам этих телефонов: у каждого они разные.

Если не секрет, то какая зарплата у министра?

Около 6000 грн. Плюс надбавки. Но я от них отказался.

В зале совещаний что делаете?

Здесь проходят встречи, совещания. Кстати, именно тут мы готовили закон о люстрации судей вместе с адвокатами и правозащитниками. До трех ночи готовили с кофе, бутербродами и компьютерами.

Знаем, что вам в наследство достался зимний сад. Часто бываете там?

Времени мало, чтобы любоваться этой красотой. Был там всего один раз. А так туда открытый доступ для всех сотрудников.

Ваш идеальный день. Как бы вы его провели?

Хотелось бы поспать хотя бы до 6:30, пойти в спортзал и побыть с близкими. До революции я ходил в зал четыре раза в неделю. Занимался на тренажерах, ходил в бассейн. Кроме спортзала, люблю читать книжки, когда есть возможность. Очень нравится философия Азии. Также есть мечта начать путешествовать по миру.

Вот сейчас куда бы вы поехали?

Я бы поехал домой в Черновцы. Есть и нереализованное желание поехать в Японию.

У некоторых министров были личные повара. Кто есть у вас?

 У меня есть водитель, который много лет со мной ездит. Но он не является госслужащим.

Сколько, если не секрет, у вас галстуков?

Где-то 20 штук. Но есть любимые, которые я постоянно меняю: их 5—6. Если бы не костюм, то ходил бы, наверное, в джинсах, рубашке и пиджаке.

Можем ли мы, украинцы, рассчитывать на экстрадицию Януковича?

Для этого есть все перспективы. Россия как страна, совершившая военную агрессию, которая фактически изолирована от всего мира, она еще и удерживает у себя на территории преступника. Об этом все знают. Об этом знает Интерпол, Янукович в розыске. И под международным давлением, под давлением изнутри страны это возможно.

Скажите, что делать людям в Крыму с имуществом?

Имущество, которое там находится, особенно, что касается частной собственности, зарегистрировано за Украиной в госреестрах. На незаконные действия со стороны местной псевдовласти и со стороны РФ будет реакция от украинских и международного судов. Тем, кто может продать свое имущество, лучше это сделать. На случаи противоправного его изъятия, мы будем реагировать. Уже есть первое большое дело в украинском суде по заявлению Украины против России. Сейчас мы его дополняем частью по убыткам украинской стороны, вызванных военной агрессией. Планируем на следующей неделе дать рекомендации нашим гражданам и компаниям по фиксации своих прав и документов, необходимых для дальнейших судов. Также я думаю, что мы поможем по первой группе таких дел в сопровождении в Европейском суде по правам человека. Позитив этого суда в том, что если будет вынесено первое решение, то оно станет типичным для аналогичных дел. Это реальные риски для РФ: они могут получить тысячи исков с перспективой реального взыскания убытков за счет собственности России.

Что, по-вашему, нужно делать с тюрьмами? Ведь все знают, что передать туда что-то незаконное — не проблема.

Я поставил четкую задачу — в течение месяца создать комиссию, которая будет включать в себя представителей гражданского общества, ВР, Министерства юстиции. Дать ей полномочия доступа ко всем колониям, возможность неожиданной их проверки. Мы это решение приняли, мы создадим такой орган. Второй шаг это проблема финансирования нашей пенитенциарной системы. Расходы на одного заключенного составляют всего несколько гривен в день. После того как будет создана эта комиссия, мы будем решать с финансированием, и это даст возможность привлекать и международные гранты, и средства финансовой международной донорской помощи.

Екатерина Филиппенко, программа "События дня" для "Сегодня".