Экскурсия по антикоррупционному бюро Украины: что происходит за тонированными стеклами

18 июня 2015, 08:00
В "штаб-квартире" органа по борьбе со взятками ищут детективов и строят оружейную

Глава НАБУ. Комната завалена досье кандидатов на позицию «детектив»: более двух тысяч папок в алфавитном порядке аккуратно сложены на шкафах и столах.

Офис НАБ располагается в Соломенском районе, рядом с Академией МВД. Это бывшее здание Минпромполитики, позже — Минэкономразвития. Здание обычное — три этажа, несколько входов. Парадный с большой дверью, за которой — мраморный холл с колоннами, пока закрыт.

За входом с тонированными стеклами позже сделают "открытый офис", где сотрудники НАБУ будут принимать обращения граждан о коррупции и передавать аналитикам. Также на базе бюро заработает открытая гражданская платформа: каждый сможет прийти и высказать свое мнение, как оптимизировать работу ведомства. Пока на проходной дежурят сотрудники ГСО.

Реклама

Длинный коридор — как в школе и любом админздании. По бокам — кабинеты, на дверях — таблички, например, "отдел по развитию бизнес-климата". На стенах — фото экс-министров Минэкономразвития. Коридор упирается в мраморный зал с колоннами, справа — стеклопластиковая дверь с магнитным замком. Нас впускает секретарь. Людей почти нет — лишь сам директор, Артем Сытник, и его зам — Гизо Углава. Помещения не обжитые: в приемной — диван, пара кресел, книжный шкаф и стойка "ресепшна" для секретаря. Одинокий кактус в углу, старый телевизор, в шкафу — книги: "Современная украинская энциклопедия", почему-то "Положение о флотской службе" и еще что-то, оставшееся от министерства.

Кабинет директора большой, но нежилой — ни одного растения, столы, стулья, шкафы. "Только переехал", — говорит Сытник.

Идем в комнату "104". Внутри — деревянный стол для заседаний, по бокам — комоды, заваленные папками. "Это пока самое важное помещение. Здесь проводим встречи с международными специалистами из антикоррупционных бюро других стран. Польша, Индонезия. В Румынию собираемся. В папках — резюме людей на первые 15 позиций: бухгалтер, начальник финотдела... То есть на админдолжности. Они проходят тестирование, до конца недели мы хотим его закончить. А потом допустить к конкурсу детективов", — говорит директор.

Реклама

Сытник: "Такие тесты раскрывают личность и показывают, насколько человек может нестандартно мыслить"

Первый отборочный этап — компьютерное тестирование. Проходит в Академии госуправления при президенте: группа из 40 человек заходит в аудиторию, выбирают компьютер и отвечают на 50 вопросов за 50 минут. Результаты высвечиваются на компьютере в процентах. "Конкурсная комиссия установила проходной балл — 70% правильных ответов. Сегодня (15 июня. — Авт.) тестировались шесть групп по 40 человек. Мне звонили, рассказывали, что были люди, получившие по 100%. Есть многие с результатами в 92—96%. С теми, кто преодолел 70%, будут личные собеседования — второй этап конкурса", — сказал Сытник.

Мы выходим из "управленческого крыла" и заходим в небольшую комнату: столы, стулья и шкафы завалены папками — больше 2000 досье на будущих детективов. Они разложены по алфавиту, на каждой стопке — листик с буквой. На одном из стульев — увесистая стопка с надписью "Не прошли", но по сравнению с теми, кто будет допущен к тестированию, это — сущий мизер. Конкурс — 20—25 человек на место. А мест — 255. Зарплата достойная — 32 тыс. грн, это прописано в законе, так что начальство на кровные не повлияет. Сам Сытник получает почти 61 тыс. грн, его первый зам — почти 49 тыс. грн.

"С детективами все сложнее, чем с администраторами. Есть этапы с нестандартными заданиями, — глава НАБ роется в телефоне, показывает известную многим пользователям соцсетей картинку с паркоместами: "Вот, к примеру. Нужно узнать, какой номер паркоместа находится под машиной. Многие пытаются считать, а надо всего лишь перевернуть картинку вверх ногами. Это просто, но требует нестандартного мышления".

Реклама

"Сегодня":"Ну, а физическая сила?"

Сытник:"Мы построим на территории два спортзала — для рукопашного боя и тренажерный, потому что детективы должны быть физически развитыми людьми".

"Сегодня":"А вы придумали себе крутое название? Все-таки Бюро, все в сериалах о работе ФБР только и слышат "федералы".

Сытник:"Я не ощущаю особой крутости от того, что работаю в Бюро. Обычное название, просто непривычное для Украины. Так, между собой, называем наше ведомство не АКБ, а НАБУ. И на спинах наших спецназовцев, скорее всего, будет написано "НАБУ".

Кроме, собственно, детективов, в НАБУ будет еще несколько отделов. К примеру, собственный спецназ, выполняющий работу по задержанию. Правда, какого-то яркого названия у него не будет — Сытник сознается, что не любит такого. Так что будущий спецназовец Бюро будет носить скромную должность "оперативный сотрудник НАБУ". Зато для них построят оружейную.

В ШТАТЕ НАБУ БУДЕТ "НЕГЛАСНЫЙ АППАРАТ"

О детективах удалось узнать больше от замдиректора НАБУ Гизо Углавы. Его утвердили в должности в конце апреля. Углава — экс-замгенпрокурор Грузии. В НАБУ он курирует три отдела — детективы, аналитики и некое тайное подразделение под названием "негласный аппарат". Это будут, по сути, разведчики ведомства, работающие под прикрытием. Кабинет зама Сытника уступает "неприлично большому" кабинету экс-главы МЭРТа. Внутри — два стола и пара стульев со шкафом. Сам же Гизо говорит, что картин и дорогих аксессуаров не будет, разве что цветы.

"В детективы набираем людей с высшим юробразованием и двухгодичным опытом не важно где — в милиции, прокуратуре или адвокатской фирме. Собираем как опытных, которые уже боролись с коррупцией, так и новичков. Набор происходит в четыре этапа: знание законодательства, логическое мышление, психофизическое состояние и собеседование. После детективы будут доучиваться — мы разрабатываем пятинедельный курс обучения следовательской работе", — говорит Углава.

— А не мало ли пяти недель?

— Мы понимаем, что мало, но собираемся проводить постоянные тренинги, когда детективы приступят к первым расследованиям. И, естественно, физразвитие. НАБУ — экспериментальное ведомство. Должность детектива — человека, совмещающего работу оперативника и следователя — для Украины нова. Появится новый отдел — аналитический. Сотрудников в нем будет немного, около 30 человек. Они будут исследовать базы данных, искать схемы, следы. А малая группа — обобщать собранные другими аналитиками данные. Кроме того, они будут обобщать итоги расследований, выявлять проблемы, создавать "чек-листы", новые алгоритмы.

— Как правило, коррупционеры — это очень серьезные и богатые люди. Справитесь?

— Если будут доказательства — все возможно. Никто не устоит.

— Неужели, если что, будете и президента проверять?

— О президенте вы сказали (смеется). Если будут доказательства — возможно все.

НАБУ сотрудничает с журналистами, проводящими расследования, и готовится принимать заявления и документы от народа. Гулкие длинные коридоры должны наполниться в ближайшие месяцы — в октябре новое ведомство начнет полноценную работу.

Зам Сытника. У Гизо Углавы скромный кабинет с двумя столами.