Экс-премьер Вальдемар Павляк: "Польша продает еды больше, чем РФ — оружия"

31 июля 2015, 07:41
Бывший премьер и министр экономики Польши в интервью "Сегодня" рассказал о проблемах в украинской экономике, оттоке частных инвестиций из страны и потере доверия украинских предпринимателей к чиновникам и власти из-за коррупции

— С 1 января начнет работу зона свободной торговли между Украиной и Европейским союзом. Потеряв рынки РФ, куда вы продавали продукцию промпроизводства, Украина ищет альтернативные рынки сбыта. Стоит ли Украине развивать промышленность или сосредоточиться на АПК?

— Сейчас в Польше и в ЕС идут дискуссии по реиндустриализации. Польша лучше (других стран ЕС. — Авт.) пережила кризис (в 2008—2009 годов), поскольку мы уважаем роль промышленности в нашей экономике. В промышленности у нас стабильные рабочие места. Думаю, нужно придерживаться баланса, исходя из специфики той или другой страны. В Польше множество инвестиционных проектов в сфере промышленности (к примеру, в машиностроении. — Авт.) реализовывались в специальных экономических зонах (СЭЗ. — Авт.). С другой стороны мы ценим роль сельского хозяйства, в частности пищевой и перерабатывающей промышленности. Сегодня Польша экспортирует пищевых продуктов больше, чем РФ — оружия. Наши крупные партнеры — Германия, Чехия, Словакия, Венгрия. И в рамках этих отношений, как раз, мы и обмениваемся промышленной продукцией. Скажем между Польшей и Чехией — кластер автомобильной промышленности (отдельный регион, где инвесторам предоставляют бесплатные услуги по анализу рынка, написанию бизнес-плана, оформлению документов для открытия бизнеса, льготного налогообложения. — Авт.).

Реклама

— Какой кластер вы видите между Польшей и Украиной?

— Я знаю, что в Западной Украине есть предприятие автомобильной промышленности (собирают Skoda. — Авт.). Возможно, это как раз и является возможностью для усиления сотрудничества.

Между Польшей и Украиной также мощное сотрудничество в сфере энергетики, информационных технологий и производстве компьютерного обеспечения, которые дают продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Реклама

— Вы замечательно говорите, но у нас нет четкого плана развития экономики. На что делать ставку?

— Украина находится между ЕС и РФ, между Польшей и Турцией. И в Украине мы можем производить самую современную продукцию для европейского рынка. У Польши позитивный опыт работы СЭЗ: туда вкладывают деньги как иностранные, так и "домашние" инвесторы. СЭЗ можно создавать в регионах с высоким уровнем безработицы и производственных мощностей. Также к перспективным сферам относится сельское хозяйство, компьютерные программы: украинские специалисты по программному обеспечению высококвалифицированные.

Главное — найти верную стратегию.

Приведу пример компаний Nokia и Samsung. Десять лет назад практически каждый пользовался мобилками Nokia. Когда появились смартфоны, Nokia сделала ошибку: она начала сотрудничать с Microsoft, и теперь мы видим мобильный телефон Microsoft. В то же время Samsung использовал открытый источник — систему Android для своих смартфонов. И сегодня Samsung занял первое место по производству мобильных телефонов и смартфонов. Так как оперативная система Android — бесплатная, а Microsoft — платная. И это пример того, насколько своевременное появление правильной идеи может все изменить.

Реклама

— Где Украине взять деньги на модернизацию и инвестиции? В бюджете их нет, а иностранные инвесторы не хотят вкладывать.

— Если мы говорим об инвестициях, здесь две ключевых составляющих. Первая — инвестиции украинских компаний. В последнее время относительно много капитала вы экспортируете в иностранные компании.

Вы должны вернуть своего инвестора назад в Украину. А для иностранных — создать прозрачные честные условия вложения денег.

В этом поможет создание СЭЗ, где для инвестора будет, к примеру, легче база налогообложения.

— В Украине когда-то были СЭЗ. Но для предпринимателей и властей это стало еще одним окном коррупции.

— Если у вас есть машина и проблема с одной запчастью, вы же не будете уничтожать всю машину? Вы, наверняка, отремонтируете неисправный элемент. Если мы говорим о коррупции, с одной стороны, нужно ее подавлять, а с другой — СЭЗ убирает возможность для коррупции. К примеру, прозрачное управление в системе налогообложения, работы правительственного сервиса, разрешительных систем — уберет коррупцию. В Украине госструктуры чрезмерно контролируют бизнес, нужно получать много разрешительной документации, и чем больше ты производишь, тем больше платишь. К тому же много времени и сил нужно потратить на уплату всех налогов.

— Вы разделяете мнение многих европейских экспертов о том, что иностранные инвестиции не заходят в Украину не из-за войны, а из-за высокого уровня коррупции?

— Я уже говорил, что выходом из этой ситуации будет создание СЭЗ, где риск коррупции минимален. С другой стороны, дерегуляция и сокращение административного давления на бизнес (сокращение количества лицензий и разрешительной документации на ведение бизнеса) помогут улучшить инвестиционный климат.

Если взять Швейцарию, там люди любят платить налоги. В Украине же это не модно (смеется. —  Авт.).

В Швейцарии власть защищает людей и предпринимателей, и за этот хороший сервис люди платят. В Украине проблема не в войне, а в доверии между правительством и бизнесом, бизнесом и работниками.

— Сейчас Украина переживает первую фазу административно-территориальной реформы. Польша прошла этот путь 20 лет назад. Что посоветуете Украине?

— В Польше в свое время мы определили, что вопросы образования (начальная школа) — это компетенция местной власти. Безопасность — тема общенационального уровня. В Украине, я считаю, слишком много сел и поселков. Их нужно объединять в громады, поскольку бюджет не выдерживает нагрузку на содержание всех административных зданий, школ и больниц. Польша уже прошла путь объединения гмин, гмин — в повяты, а повятов — в воеводства.