Экс-премьер Литвы: Я не вижу причин Украине отступать назад

23 ноября 2013, 11:09
Гедиминас Киркилас в интервью "Сегодня" рассказал, что у Украины есть шансы подписать Соглашение об ассоциации

Гедиминас Киркилас: Все в руках Украины / Фото: Сергей Николаев

Несмотря на изменение внешнеполитического курса Украины, в Евросоюзе все еще надеются, что наша власть поменяет решение в пользу евроинтеграции. В литовском парламенте говорят, что у нас есть все шансы на подписание Соглашение об ассоциации. По крайней мере, так считает экс-премьер Литвы, а сейчас – глава комитета Сейма по европейским делам Гедиминас Киркилас. В эксклюзивном интервью для "Сегодня" Киркилас сказал, что лично знает Виктора Януковича и считает его хорошим политиком. Во время визитов в Украину Янукович заверял экс-премьера Литвы в европейском векторе движения Украины. Гедиминас Киркилас осуждает давление России на Украину, но вместе с этим не советует нам отворачиваться от соседей.

- Остались ли у Украины шансы на подписание Соглашения об ассоциации?

Реклама

- Все в руках Украины. Шансы на подписание Соглашения очень хорошие, рано или поздно. Все зависит от ваших решений. А то, что идет пропагандистская и политическая борьба, я этому совсем не удивляюсь. Политика имеет одну закономерность. Как только остановишься, или перефразировав классиков марксизма, сделаешь один шаг назад, проиграешь. Поэтому, если Украина уже столько сделала для ассоциации, я не вижу причин отступать назад.

Я вспоминаю наши годы интеграции – было еще сложнее. Нас так сильно не хотели. Было много всяких страхов. Также как и вы, сейчас, мы переживали о реакции России. Откровенно говоря, России это было выгодно. Есть такое понятие, как "калиниградский транзит". В то время я как раз был переговорщиком по этому вопросу. Тогда Литве пришлось денонсировать безвизовый режим, и Калининград оказался в определенной изоляции. Но вместе с ЕС мы нашли решение, которое до сих пор работает. Многие жители Калининградского региона получили долгосрочные визы, а экономические связи с Россией только расширялись, особенно с калиниградским регионом. Несмотря на все трудности, Литва стала первой из постсоветских стран, которая присоединилась к ЕС. Я глубоко убежден в том, что и Россия заинтересована в интеграции Украины в ЕС. Может, конечно, есть амбиции и нагнетается обстановка: внутри России поднимается вопрос о том, что Украина поступает нелогично и потерпит поражение.

- Похоже, в свете недавних событий о проблеме Юлии Тимошенко позабыли…

Реклама

- Это одна из ключевых проблем. Я хорошо знаю мнение наших коллег. Ведем диалог и с Германией. Как вы знаете, это очень влиятельная страна. Мы пытались убедить их в том, что, возможно, не стоит так гипертрофировать проблему одного человека. Но все-таки некоторые страны непреклонны в своем мнение. Значит это ключевая проблема. Но прелесть Евросоюза в том, что никто не хочет навязывать другим странам какие-то решения. Вопрос сложный, потому что касается человека, занимавшего высокие посты. Похожая ситуация была и в некоторых странах Евросоюза. Но есть главное отличие: ЕС не верит в то, что сам суд проходил честно. Проблема глубже – в несовершенности судебной системы. Недавно мне звонили из украинских медиа с вопросами о том, какие действия может предпринять ЕС, чтобы повлиять на решение Украины. Поймите, ЕС – это не СССР. Мы ничего предпринимать не будем. Решение Украины должно быть добровольным, это же не Пакт Молотова-Риббентропа, когда нас в 1939 году "добровольно" приняли в СССР.

- Как вы считаете, Россия давит на Украину в вопросе изменения курса интеграции?

В России поставили вопрос ребром: если Украина подписывает Соглашение об ассоциации с ЕС – это поражение для них. Я согласен с мнением Збигнева Бзежинского о том, что России нужно быть поближе к ЕС. Глобальная конкуренция со стороны Евросоюза для России не то, что растет, она уже сейчас очень жесткая. Кстати, почему вы думаете, сейчас ЕС ведет переговоры с США о создании зоны свободной торговли? Хотя, казалось, несколько лет назад в это даже невозможно было поверить. С другой стороны, где основная торговля России? Конечно в Евросоюзе – мы основной партнер для них.

Реклама

- Но почему в России этого не понимают?

- Что значит, не понимает? Россия – это не только Кремль. К сожалению, сегодня руководство России занимает такие позиции. Но они стратегически недальновидны. Что касается ассоциации Украины и ЕС… Врать людям не надо – переход к европейским стандартам не будет простым. И в Литве он не был простым. Но какими оказались достижения. Недавно Россия заблокировала экспорт нашей молочки. Мы пригласили их приехать и проверить наши производства. Российские специалисты не то, что удивились, они никогда таких приборов не видели. Литва могла бы не модернизировать свои производства и продолжать отправлять на российские рынки сырки советского образца. Но мы пошли по другому пути и сейчас пармезан нашего производства качественнее итальянского.

- Рада так и не приняла три оставшихся евроинтеграционных закона. Бытует мнение, что власть использует парламент большой политической игре, а Украина пойдет к тому, кто даст больше денег…

Конечно, определенная игра есть – вне всякого сомнения. Но что значит, кто даст больше денег? Могу ссылаться сейчас только на пример Белоруссии, которая довольно легко получает всякие деньги из России и стала полностью зависима от нее. А что значит быть полностью зависимым? Это в любом случае плохо. Пока этот режим существует, держится и экономика, которая в Белоруссии в сложном положении, как и их валюта. Возможно, многим кажется это выгодным. Но в Европейском союзе есть много инструментов, с помощью которых можно получить финансовую помощь. Конечно, для этого есть определенные правила и требования. Но Украине не Белоруссия, и рано или поздно вам придется выполнять определенные требования. Я понимаю политиков, которым хочется отложить реформы. Пойти по пути с Россией, принять их дотации, значит отложить реформы, что усугубит экономическую ситуацию и сделает Украину зависимой от России. Однодневный выигрыш будет, но что потом?

- Если все-таки Украина подпишет Соглашение, Россия отпустит Украину?

Я поэтому и ставлю так вопрос. Не надо говорить, мол, подписали и показали России фигу. У Украины, в первую очередь, появятся новые возможности. Что лучше: военные или мирные отношения? Почему после подписания Соглашения вы должны прекратить сотрудничество с Россией? Почему ваши компании не могут дальше с ними работать?

- Главным камнем преткновения на сегодняшний день является финансирование внедрения технических стандартов ЕС в Украине…

В свое время Греция получала сотни миллиардов от ЕС. Ирландия, на спасение своих банков от кризиса, получила почти 300 млрд евро, и сейчас уже выходит из кризиса. Кто вам сказал только о 800 млн евро? Возможности ЕС в этом вопросе намного больше. Как только вы подписываете Соглашение, получаете доступ к любым европейским финансовым институциям. Обсуждение по этому вопросу в ЕП идет и еще будет. Но вы тоже учитывайте график – в мае месяце уже выборы в Европарламенте. А на решение о выделении денег Украине можно надеяться с осени следующего года.

- В случае создания ЗСТ с ЕС, украинские товары просто не смогут конкурировать с европейскими…

Еще раз повторюсь – не стоит обманывать людей. Сразу хорошо не будет. Конечно, предприятия будут закрываться. Но только для того, чтобы модернизировать свое производство. Все равно это надо делать. Я не один раз был в Украине – у вас огромный потенциал. С другой стороны: что, конкуренции нет в России? Есть, конечно. Поймите, вы присоединяетесь к ЕС не против России. Вы присоединяетесь за Европу – Украина принадлежит ЕС.