Дымящие политики: пепел бросали в законопроекты и поджигали в Раде мусорки

16 сентября 2010, 06:48
Сейчас нардепы используют курилку как канал информации и место примирения представителей разных фракций.

Тарас Чорновил. Завсегдатай демократической курилки

Если хочешь в парламенте узнать все и быстро, нужно идти не в сессионный зал и даже не в кулуары Рады — нужно идти в курилку. Курилка — это не только место для курения, это еще и "резиденция" большинства журналистов информагентств, которые оттуда передают свежую информацию в свои редакции. Причем дело не только в повальном увлечении вредной привычкой: просто курилка — единственное доступное для прессы место в парламенте с удобными диванами, креслами и автоматом с кофе. Правда, за деньги.

Курилок в Раде три: одна на первом этаже, одна на втором и еще одна — так называемая VIP-курилка. Популярностью у журналистов пользуется только одна — на первом этаже. Ее завсегдатаями являются и ряд нардепов, к примеру, экс-регионал Тарас Чорновил, нунсовец Андрей Парубий и коммунист Спиридон Килинкаров. Курилка на втором этаже используется большей частью бютовцами (к примеру, Романом Забзалюком и Александром Фельдманом) или нунсовцами (в частности, Александром Омельченко).

Реклама

Что касается VIP-курилки, она для журналистов недоступна. "Эта курилка была создана неформально в "задних" кулуарах за ложей Кабмина, — рассказывает Тарас Чорновил. — Там постоянно вывешивались таблички "Курить запрещено!", но так же постоянно появлялись пепельницы. И в конце концов она легализовалась. Там сейчас "дымит" около половины депутатов — тех, кто не хочет курить в присутствии журналистов. То есть они курят, но не хотят, чтобы это кто-то видел, потому как рассказывают о своей борьбе против курения. Или просто не хотят общаться".


Нунсовцы. Роман Зварич и Николай Катеринчук с прессой не курят

По нашей информации, завсегдатаями VIP-курилки являются регионал Александр Кузьмук, нунсовцы Анатолий Гриценко и Павел Жебривский, а также ряд нашеукраинцев. До назначения в Кабмин там постоянно курили вице-премьер Борис Колесников и министр образования Дмитрий Табачник.

Реклама

"ПОКУРИВ ВМЕСТЕ, МОРДЫ В ЗАЛЕ БИТЬ НЕ БУДЕШЬ"

Если нардепы-курильщики из VIP-курилки не хотят общаться с журналистами, то другие их коллеги идут в "демократические" курилки как раз из-за журналистов. "Мне всегда было интересно послушать мнение представителей СМИ или помощников нардепов о том или ином политическом событии, — объясняет нардеп-бютовец Василий Кравчук. — Конечно, иногда идешь покурить, потому что перенервничал, иногда просто хочется выкурить сигарету с чашкой кофе, но главное — это все-таки общение". Кстати, по словам 42-летнего Кравчука, он курил в армии, потом бросил, а снова начал, когда стал нардепом в 2007 году.

Поздно начал курить и неформальный лидер курилки на первом этаже — Тарас Чорновил: "Ни в школе, ни в армии сигарету ни разу в рот не брал. А вот когда женился первый раз, закурил". В курилку Чорновил также ходит общаться — и получать информацию: "Прошел брифинг наверху, журналисты тут же спустились и принесли информацию, которую я могу никогда не узнать".

Реклама

По его словам, курилка принесла в парламент и еще один положительный фактор: "В зале депутаты грызутся между собой, но в курилке установлено негласное табу на политические дискуссии. То есть затронуть тему могут, но сводят все к шуткам. И когда вы по-приятельски пообщались в курилке, то уже в зале рука не поднимается бить друг другу морды. Но VIP-курилки это не касается: там можно курить в двух-трех местах, и депутаты делятся на группы", — говорит депутат.

Не в восторге Чорновил и от отдельных посетителей VIP-курилки: "Как-то, во времена Антикризисной коалиции 2006-07 годов, была история с депутатом, который бросил курить, но продолжал ходить в VIP-курилку. А нет большего зануды, чем человек, который только что бросил курить и хочет всем рассказать, как это правильно. Причем не потому, что он так считает, а потому, что самому хочется, но нельзя. И вот один такой депутат подошел ко мне и говорит: "Чорновил, когда ты бросишь курить? Вот ты видел, чтобы кто-то еще курил из нормальных людей? Вон спроси вице-премьера". И обращается к Дмитрию Табачнику, а тот поворачивается, в руке сигарета, и говорит: "Что?". Тогда он зовет министра здравоохранения Юрия Гайдаева — и тот поворачивается с сигаретой. "Ну, может, хоть культура тебя успокоит, — говорит нардеп и зовет министра культуры. Юрий Богуцкий поворачивается и, выдыхая дым, спрашивает: "Что ты хочешь от меня?".

Интересно, что некоторые депутаты, посещающие общую курилку, отказались говорить на тему курения, причем причины были самые разные. "Ну, не могу же я рассказывать людям, что мне врачи курить посоветовали? — объяснил один из них. — У меня просто вырезали желчный пузырь, а никотин способствует выделению желчи". А еще один депутат, которому за 30, сказал нам: "Меня родители до сих пор ругают, если видят, что я курю". Кстати, среди посетителей общих курилок нет ни одной женщины-депутата. Хотя в VIP-курилке, по словам очевидцев, они появляются.

"ПЕПЕЛ СБРАСЫВАЛИ В ЗАКОНОПРОЕКТЫ"


Курилки в Раде "выбил" у Мороза регионал Юрий Колоцей

Нынешние курилки в парламенте появились в 2007 году. Это было логическим завершением десятилетия борьбы с курением, которую вели спикеры парламента. До конца 90-х по Раде были разбросаны несколько открытых мест для курения, что было удобно курящим. Но некурящим приходилось тоже глотать дым.

ЗАПРЕТ. "И вот в 1999-м во всех местах, где мы курили, появились маленькие объявления от секретариата Рады с приблизительно таким текстом: "Согласно распоряжению председателя Верховной Рады Ткаченко, курение в помещениях Верховной Рады строго запрещено, кроме специально отведенных для этого мест — туалетов", — рассказывает нардеп, а в конце 90-х — помощник нардепа Геннадия Удовенко Тарас Чорновил. — Это было несправедливо с двух сторон: с одной стороны, это элементарное неуважение к части общества, которая свое желание курить — пусть вредную, но не запрещенную законом привычку — должна реализовывать в помещениях, которые, мягко говоря, не совсем для этого приспособлены и являются в чем-то унизительными. С другой стороны, это было колоссальным ударом по тем, кто не курит: они заходили в туалеты по другим нуждам и там успевали за короткий промежуток времени нахвататься столько дыма, сколько не нахватались бы, если бы курить можно было везде — ведь в большом помещении все рассеивается, а в туалете без толковой вытяжки стоял густой смог.

С того момента, когда Ткаченко ввел свой запрет, в Раде стали демонстративно курить везде. По парламенту бегал бедный пожарный и пробовал всех остановить, потому что курили-то как: брали листок с законопроектом, скручивали из него кулечек, в него сбивали пепел, потом в нем же тушили сигарету и — часто не толком не погасив — бросали где попало. В тот период для Рады было стандартной ситуацией, что из одной или нескольких урн шел дым. Стали курить и на заседаниях. Глава фракции ПРП Пинзеник — заядлый курильщик — во время фракционных заседаний мог стать в трех метрах от докладчика, скрутить тот же бумажный кулек и сбивал в него пепел. В общем, это решение игнорировалось абсолютно всеми".

ВМЕСТО ТУАЛЕТОВ. Новая волна борьбы с курением началась уже при спикере Александре Морозе (он сам был курильщиком, но потом бросил), который возглавлял парламент в 2006—07 годах. "Мороз хотел запретить вообще курение в здании парламента, — рассказывает нардеп-регионал Юрий Колоцей. — Я пошел к нему и сказал, что даже в постановлении ЦК КПСС в советское время, которое запрещало курение в обкомах и райкомах партии, предусматривалось оборудование специальных мест для курения — не туалетов, а специально отведенных помещений, было рекомендовано Минздраву разработать жевательные резинки для курильщиков. Но даже это постановление не было выполнено. Я тогда как раз работал в Донецком обкоме партии и был заядлым курильщиком (курил две пачки красного кишиневского "Мальборо" в день), у меня дым из-под двери постоянно вываливал в коридор. По коридору шел представитель ЦК с секретарем обкома, и увидели дым. Зашли ко мне, и представитель ЦК спрашивает: "Вы постановление ЦК не читали?". Секретарь обкома говорит: "Мы ему одному из первых дали, как курильщику". — "И что?". — "Конечно, читал, — говорю. — Достал постановление и начал цитировать пункт о специальных помещениях для курения". Так вот даже тогда партия полный запрет не ввела. Так почему его вдруг вводят при демократии? Мороз меня понял — и в Раде сделали две курилки: на втором этаже из мужского туалета и на первом — из женского. Но что самое интересное: когда в Раде эти курилки сделали, я курить бросил. Решил — хватит".

"СКАЗАЛ СЕБЕ — ЯВОРИВСКИЙ, ТЫ НЕНОРМАЛЬНЫЙ"


Яворивский: бросил без проблем

Нардеп Юрий Колоцей, выбивший курилку для парламента, не единственный, кто бросил курить. К примеру, после значительного периода жизни, проведенного с сигаретой, "завязал" нардеп-бютовец, писатель Владимир Яворивский.

"У меня не курил отец, и я не курил ни в детстве, ни в юности. Так что выражение "я бросил курить во втором классе" ко мне не подходит, — рассказывает Яворивский. — Но где-то на четвертом курсе института, когда я напечатал свои стихи, обо мне в "Литературной Украине" написал классик украинской литературы Михаил Стельмах. И в той же газете я увидел фото писателя Николая Винграновского: он шел с сигаретой, и я подумал, что сигарета добавляет таланта. Начал курить — сначала по одной сигарете (тогда как раз появились сигареты с фильтром "Новость"); а потом, когда уже работал в газете в Запорожье, там курили все, и я с ними выходил. И постепенно втянулся. Это стало рефлексом: когда я садился за машинку писать, у меня сигарета уходила за сигаретой. Я брал полную пепельницу, выносил, а через два-три часа она снова была полной.

А потом случился удивительный эпизод. В августе 2002-го я летел в Канаду. Меня провожали жена и дочь, которые тогда немного курили — по две-три сигареты в день. Мы взяли кофе, сели на улице и курили. Потом я пошел в депутатский зал. А там сидел другой нардеп — Орест Климпуш. Мы тоже заказали кофе, сидим и пьем. А курить в зале нельзя. И я вдруг вижу, как Орест пьет кофе и наслаждается, а у меня рука сама шастает по карманам в поисках сигареты. Тут я сказал себе: "Яворивский, ты уже ненормальный. Смотри, как ему хорошо, а ты уже неполноценный человек!". После этого я, не сказав никому ни слова, пошел к урне и выбросил сигареты. Десять дней было тяжело, но после этого я уже не курил ни разу. Говорят, что это очень болезненно, но со мной ничего такого не было, хотя курил я почти 30 лет".

Экс-спикер парламента Александр Мороз также начал курить в студенческие годы, но его "курительный" стаж был намного меньше. "Причиной для того, чтобы бросить курить, стала моя будущая жена, — объясняет лидер Соцпартии. — Будучи еще школьницей, она сказала мне, что ей не нравятся курящие мужчины, и после этого я практически сразу бросил свою вредную привычку".

Лидер партии "Гражданская позиция", нардеп-нунсовец Анатолий Гриценко, пока курить не бросил. Но обещает бросить, как только будет избран президентом — за день до инаугурации.

У ПУТИНА НЕ КУРЯТ, В КРЕМЛЕ — ДЫМЯТ

Хотя значительная часть депутатов парламента курит, законы, осложняющие жизнь курильщикам, принимаются там абсолютным большинством голосов. В том числе известный закон от 11 июня 2009 года, который среди прочего полностью запретил курение в поездах и тамбурах, — за него проголосовали 345 нардепов, включая заядлых курильщиков Дмитрия Табачника, Александра Кузьмука, Романа Забзалюка, Николая Катеринчука и Тараса Стецькива. Что интересно, курящий бютовец Василий Кравчук на вопрос — проголосовал бы он за закрытие курилки в парламенте, — ответил: "Да. Я ведь за здоровый образ жизни".

В Бундестаге несколько раз поднимали вопрос о запрете курения в помещении немецкого парламента. Но пока депутаты воздерживаются от этой вредной привычки лишь в залах заседаний, а курят в туалетах. Зато в американском Белом доме совсем не курят — запрет на это был введен еще при Джордже Буше-старшем. Поэтому нынешнему курящему американскому президенту Бараку Обаме приходится терпеть до выезда из резиденции, поскольку он пообещал не нарушать этот запрет. Правда, Обама говорит, что как только выиграл выборы, с вредной привычкой завязал.

Еще в 2008 году запретили курить во всем здании правительства России, где до этого единственным "курительным" местом были туалеты. Поэтому чиновники вынуждены выходить на улицу. А вот в Госдуме и Кремле дымить разрешено. В российском парламенте — на лестницах, а в гостях президента — в туалетах.

ИЗВЕСТНЫЕ УКРАИНСКИЕ ПОЛИТИКИ, КОТОРЫЕ НЕ БОЯТСЯ ПОКАЗАТЬСЯ С СИГАРЕТОЙ

ЛЕОНИД КУЧМА. Экс-президент курил с молодости до 1992 года. Потом эту привычку бросил, в последние годы снова начал. Правда, курит немного — в основном, сигары.

ДМИТРИЙ ТАБАЧНИК. Министр образования курит регулярно (в принципе, с его фамилией это и неудивительно), но предпочитает очень легкие сорта сигарет.

ВИКТОР ПИНЗЕНИК. Экс-министр финансов на перекуры выходил даже с заседаний Кабмина. И, кстати, выступал против повышения акцизов на табак, которые вели к росту контрабанды.

АЛЕКСАНДР ОМЕЛЬЧЕНКО. Экс-мэр Киева курильщик со стажем. Говорит, что и сейчас — до двух пачек в день, но "экономит" здоровье: курит по полсигареты, несколько затяжек.

АЛЕКСАНДР КУЗЬМУК. Экс-министр обороны дымит в Раде исключительно в закрытой для журналистов VIP-курилке. При этом исправно голосовал за "антитабачные" законы.

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ПОЛИТИКИ-КУРИЛЬЩИКИ МИРА

ИОСИФ СТАЛИН. Трубка советского вождя стала его символом. Иногда Сталин курил и папиросы, но в основном табаком из папирос "Герцеговина Флор" набивал трубку.

УИНСТОН ЧЕРЧИЛЛЬ. Самый великий политик Британии держал сигару во рту постоянно. Из-за этого на карикатурах в прессе его иногда изображали с сигарой вместо головы.

МАО ЦЗЭДУН. Вождь КНР курил китайские сигареты "Панда". И использовал дым как раздражитель на переговорах — к примеру, пускал его в лицо Хрущеву.

ЛЕОНИД БРЕЖНЕВ. Чтобы ограничить курение Брежнева, ему подарили портсигар, который выдавал одну сигарету в час. Правда, Генсек придумал брать сигареты из другой пачки.

ФИДЕЛЬ КАСТРО. Второй по известности после Черчилля фанат сигар в мире. Этот фактор учитывало ЦРУ: Фиделя пытались убить отравленными сигарами.