Две сессии Рады: нардепы любят прогуливать пятницы и не работают с Кабмином

4 августа 2015, 07:17
Депутаты подают непроходные законы, но кнопкодавства стало меньше

Депутатам советуют писать меньше законов, но качественней, фото AFP

Как показали итоги работы первых двух сессий парламента VIII созыва, депутаты по-прежнему прогуливают заседания и пишут много непроходных законопроектов. Такие данные показал анализ работы Рады от гражданской сети "Опора" (подробнее см. инфографику).

Реклама

Активных прогульщиков и кнопкодавов в Раде стало меньше, но нардепов винят в низком качестве написанных проектов и нежелании тесно работать в связке с Кабмином. Политологи рассказали "Сегодня" о плюсах и минусах работы Рады за это время.

ПОПУЛИЗМ И КАЧЕСТВО. Недавно "Фонд деминициативы", подводя итоги 6 месяцев работы власти в 2015 году, попросил экспертов оценить работу президента, Кабмина и Рады. По словам профессора политологии НаУКМА Алексея Гараня, работу власти оценили невысоко: президент получил 5 баллов из 10, а Кабмин и ВР — по 4 балла. Поэтому отношение в целом критичное". Работа Рады разочаровывает по нескольким параметрам, считает и политолог Владимир Фесенко:

"Чем дальше, тем больше популизма появляется в действиях депутатов. Особенно его проявления участились во время работы второй сессии"

По его словам, две основные проблемы в работе Рады — низкий уровень работы над законами и отсутствие сотрудничества с Кабмином: "У нас коалиция — сама по себе, правительство — само по себе. Самый вопиющий случай был с законопроектом по реструктуризации кредитов. Любой закон, который требует серьезного финансового участия государства, нельзя принимать, не согласовывая его с Минфином и НБУ! Обсуждается сейчас и ситуация с законом о полиции. Да, он нужен. Но он очень сырой — в нем не прописана та же деполитизация полиции, как планировалось". Еще одна проблема — низкий уровень дисциплины, отмечает Фесенко:

Реклама

"Активных прогульщиков стало меньше. Зато тенденцией стало растущее число прогулов в пятницу, во время заседаний комитетов, да и на вечернем заседании"

С другой стороны, по мнению эксперта, этот состав Рады больше предыдущего отвечает состоянию украинского общества.

ЗАКОНЫ И КОАЛИЦИЯ.Гарань позитивным моментом работы ВР считает то, что коалиция все еще существует: "Развала, как некоторые прогнозировали, не случилось, и конкретные результаты работы мы видим. Есть продвижение вперед, хоть и с опозданием, в том числе по коалиционному соглашению. Принят закон о рынке природного газа, снижении кворума для собраний акционеров, нацполиции, реформе прокуратуры".

По словам эксперта, кнопкодавство осталось, но, по сравнению с прошлой Радой, его масштаб уменьшился на порядок

СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ. Как поясняют в гражданской сети "Опора", судить о работе депутатов по количеству написанных ими законопроектов — ошибка. К примеру, больше всего проектов написал и принял участие в написании нардеп Сергей Власенко, то по содержательным проектам (хорошо прописанных и с четкими целями) лидирует уже не он, а Олег Ляшко (внес 130 законопроектов). А свободовец Андрей Ильенко собрал 101 законопроект благодаря тому, что большая часть из них уже была написана его фракцией в прошлом созыве, и он их просто перерегистрировал.

Реклама

"Итоги работы подтвердили нерешенность старых проблем: низкая посещаемость, несоблюдение депутатского долга голосовать "за", "против" или "воздержался" при нахождении в зале, и необходимость разработки и внедрения стандартизированной системы оценки качества законодательных инициатив", — говорится в отчете "Опоры".

"Штамповать решения не получается"

В новой Раде, по сравнению с предыдущим созывом, принципиально изменился механизм работы, ведь теперь Кабмин не может рассчитывать на ее 100%-ную поддержку, говорит профессор политологии НаУКМА Гарань. "Предыдущая Рада был машиной для штампования решений сверху, а теперь правительство без поддержки парламента работать не может. В отличие от Рады VII созыва, в этой Раде присутствуют разные мнения, и решения приходится согласовывать". То же говорит и Фесенко:

"В Раде при Януковиче ведущую роль играла исполнительная власть, чьи законы в основном принимались. А при Порошенко инициатива частично перешла к президенту. Представители большинства тогда проявляли лояльность к новой власти, и в том числе — к ее инициативам"

Ситуация теперь изменилась, и Рада имеет куда больше свободы действий. Но механизм парламентской коалиции не работает, отмечает политолог: "Мы видим оппозицию внутри коалиции, а отдельные комитеты в Раде блокируют инициативы министерств. Да и сам Кабмин недооценивает сотрудничество с парламентом".