Директор Харьковского теруправления НАБУ: "Адреналин играл в крови, когда шел по следу убийцы"

12 октября 2017, 07:00
"Сегодня" познакомилась с директором теруправления НАБУ и узнала, как он обжился в Харькове, почему не собирается менять свой 12-летний ВАЗ и чем коррупция в Харькове отличается от других городов

Юрий Кравченко. Фото из открытых источников

Три месяца назад состоялось открытие Харьковского территориального управления НАБУ, которое полноценно заработало с назначением его директора. Бороться с топ-коррупцией местные антикоррупционеры будут на территории Харьковской, Сумской, Запорожской, Днепропетровской областей, а также на территории проведения АТО – Луганской и Донецкой областях под руководством полтавчанина Юрия Кравченко.

"Сегодня" познакомилась с директором теруправления НАБУ и узнала, как он обжился в Харькове, почему не собирается менять свой 12-летний ВАЗ и чем коррупция в Харькове отличается от других городов.

Реклама

— Юрий Алексеевич, Харьков для вас незнакомый город? Могло ли это стать бонусом для Вас во время прохождения конкурса на должность директора теруправления?

— С Харьковом меня связывает обучение в юракадемии в 1994-1999 гг. Здесь у меня очень много знакомых, друзей, с которыми мы поддерживаем связь как после учебы, так и по моему хобби – я занимаюсь автоспортом. Сразу скажу, что родных у меня в регионах нашей юрисдикции нет. Относительно моей победы в конкурсе, не скажу что моё место жительства и работы (Полтавская область), могло быть преференцией приназначении на должность.

— Вы говорите о делах, которые были у Вас во время работы в органах прокуратуры? Почему Вы решили стать обвинителем, сколько лет отдали этой службе?

Реклама

— Мой отец был сотрудником органов внутренних дел и в юношестве я мечтал стать оперативным сотрудником, но я познакомился с прокурором Решетиловского района (Полтавская обл. – авт.) и после беседы с ним решил, что свяжу свою судьбу с прокуратурой. И с 1999 года по 2012 я работал в прокуратурах Полтавской области. Начинал свою карьеру на должности следователя, в то время это было достаточно интересно – адреналин играл в крови, когда идешь по следу убийцы. Тогда же я для самообразования изучал и экономические преступления, которые хоть и совершались в то время, но не в таких масштабах как сейчас, как это не прискорбно осознавать. Последняя моя должность в органах прокуратуры – старший прокурор прокуратуры Котелевского района. В 2012 году по своим внутренним убеждениям я уволился первый раз и стал адвокатом, потому что понял – пользы больше принесу людям в этом статусе.

— Второй раз Вы ушли из рядов обвинителей не так давно. Почему?

— Второй раз я уволился из органов прокуратуры опять по собственному желанию. Мои внутренние принципы и убеждения совпадают с теми, которые существуют в НАБУ: в правоохранительной системе должен работать неангажированный человек, который будет действовать справедливо и соблюдать закон. Меня еще в юракадемии учили – не знаешь, как поступать, действуй по закону.

Реклама

— Конкурс на должность директора Харьковского теруправления НАБУ проводился дважды, первый раз конкурсная комиссия не смогла определиться с победителем, в нем Вы участвовали?

— Я участвовал и в первом конкурсе на должность директора теруправления, но недостаточно скрупулезно отнесся к нему, поэтому еще на сдаче тестов по законодательству не добрал один балл. Но и это была не первая попытка. Я участвовал в конкурсе во время набора старших детективов НАБУ. Тогда дошел до собеседования, прошел все четыре этапа, в том числе и психологическое тестирование, но в тот момент мне не предложили должность.

— Вы упорно продолжали пробивать свой путь в НАБУ. Почему?

— Я решил пробовать, потому что сегодня людям не хватает справедливости. А топ-коррупция – это то, что мешает самому обычному гражданину, ведь из-за нее наше государство не может нормально двигаться дальше. Сегодня в стране есть идея создания независимого антикоррупционного суда, ведь это логическое объединение работы детектива НАБУ, антикоррупционной прокуратуры, которое гарантирует вынесение справедливого решения. Сегодня очень много вопросов к украинским судам. Например, есть дело одного харьковского судьи, связанное с коррупцией, которое не может сдвинутся с мертвой точки уже два года. Еще один пример – в начале сентября к нам обратился житель одной из областей, на которые распространяется наша юрисдикция, с заявлением, что у него требует деньги судья. Судья был задержан детективами НАБУ после совершения им уголовного коррупционного правонарушения.

— Вы говорите о ТОП-коррупции, что это значит для обывателя? Может ли он прийти к вам с вопросом, например, о взятке в учебном заведении или той же больнице?

— К подследственности детективов НАБУ в масштабах области относятся такие субъекты – главы местных государственных администраций, председатели, замы и депутаты облсоветов, главы городов областного значения, руководители структурных подразделений региональной прокуратуры. Также нам подследственны должностные лица высшего руководящего состава государственной исполнительной службы, которая в данный момент имеет статус правоохранительного органа (действие теруправления НАБУ распространяется и на правоохранителей и военнослужащих со званием генерал и выше – авт.), судьи, руководители структурных подразделений региональной прокуратуры. Руководители субъектов крупного предпринимательства, коммунальные или государственные предприятия, где более 250 сотрудников, а годовой доход превышает сумму, эквивалентную 50 млн евро. Также в нашей компетенции – рассмотрение дел, если выше перечисленным лицам поступит предложение о получении неправомерной выгоды.

— Я так понимаю, что подобные обращения от харьковчан в отношении выше перечисленных лиц бывают не так часто. Но с чем же к вам идут горожане?

— В любом случае мы принимаем заявителя, определяем информацию, с которой он пришел к нам, относится ли она к нашей подследственности. Если нет, то мы перенаправляем обращение в те органы, к компетенции которых относится рассмотрение изложенного вопроса. Чаще всего харьковчане обращаются к нам по поводу завышенных тарифов, но это не наша подследственность. За первый месяц работы мы приняли 50 заявителей, тогда как во Львовском теруправлении Бюро за три месяца было 90.

— Значит ли это, что проявлений коррупции у нас больше чем в других регионах, ведь у нас нередко ведут разговоры об очень тесной связи бизнеса и власти, откатах и коррупции?

— Все, что вы перечислили, свойственно и другим регионам. Но очень приятно осознавать, что здесь есть ответственные граждане, которые хотят сотрудничать и менять государство.

— Во время открытия офиса НАБУ в Харькове Вы сказали, что в регионах, которые подпадают под компетенцию теруправления, есть большие проблемы с коррупцией в промышленной сфере. Подтвердилось ли это?

— К сожалению, один из главных вопросов на сегодня – это коррупция на государственных предприятиях. Мы все понимаем, какие деньги выделяет государство, и, увы, иногда их тратят не по назначению либо же проводят закупки товаров и услуг по завышенным ценам.

— О каких суммах идет речь?

— Суммы смогу назвать только тогда, когда детективы предоставят мне информацию. Ведь именно они принимают решение о внесении дела ЕРДР и проводят расследования. А мы – связующее звено, которое координирует работу с общественностью и СМИ.

— Детективы НАБУ уже есть в штате теруправления? Сколько человек работает в вашем подразделении?

— В нашем теруправлении на постоянной основе будут базироваться не больше 15 детективов НАБУ, которые подчинены главному офису. Что касается других сотрудников, то в соответствии с нашим штатным расписанием в Харькове работает директор, его заместитель, три главных специалиста по работе с обращениями свидетелей и заявителей, главные специалисты по деловодству и по взаимодействию с общественностью и СМИ. По результатам проведенных конкурсов уже выбрано два специалиста по работе с обращениями, есть специалист по деловодству. Первый месяц после открытия мы с моим замом самостоятельно осуществляли прием граждан, пока к работе не приступили главные специалисты. Это был полезный опыт.

— За три месяца работы были ли попытки прийти и познакомиться с Вами, так сказать, в неформальной обстановке? Чтобы обеспечить себе тыл?

— По такому поводу со мной общаться вообще не стоит, я придерживаюсь принципа – всегда действовать по закону.

— Юрий Алексеевич, в Харькове Вы снимаете жилье, есть ли у Вас транспорт?

— Да, я снимаю жилье в 25 минутах ходьбы от моей работы. Езжу на машине ВАЗ 21099 2005 года выпуска, ко мне она попала в 2013 году, я на ней участвую в гонках и менять не хочу, наоборот ее все время усовершенствую. Сразу хочу сказать, почему не указал в декларации дом в Полтаве на 146 "квадратов", который находится в собственности жены и детей. Потому что он не пригоден для жизни, из-за моей занятости мы не можем сделать там ремонт. Для всех желающих могу провести экскурсию.

— А квартира в Полтаве, есть же у Вас в собственности?

— Нет, мы ее продали и решили купить дом. Сейчас моя семья живет на съемной квартире недалеко от школы, где работает моя жена учителем младших классов. Там же учатся и дети. Их у меня трое, старшему сыну Родиону 15 лет, дочери Софие – 11 лет, а самой младшей Аринке – 4 года.

— Как часто Вы с ними видитесь? Да и дети-подростки всегда должны быть под контролем папы.

— К счастью, современные средства связи позволяют общаться с семьей беспрепятственно. Да и на выходных я езжу к ним, ведь 150 км от Харькова до Полтавы – разве это расстояние.

— В связи с Вашей занятостью и жизнью на два города хватает ли у Вас времени на хобби?

— Да, стараюсь находить. Я участвую только в официальных автогонках, с командой мы также организовываем официальные заезды. В прошлом году на Чемпионате Украине занял четвертое место и получил спортивный разряд – кандидата в мастера спорта по автогонкам.

— Ну и напоследок, Юрий Алексеевич, Вы еще не пожалели о том, что ушли из прокуратуры и решили заниматься борьбой с коррупцией?

— Не пожалел ни единого дня.

ИЗ ПРОКУРАТУРЫ – В НАБУ

Имя: Юрий Кравченко
Ро­дил­ся: 18.07.1977 в пос. Решетиловка Полтавской обл.
Карьера: 12 июля 2017 года назначен директором Харьковского теруправления НАБУ

Получив высшее образование в 1990-е Юрий Кравченко отправился на службу в Мирогородскою межрайонную прокуратуру Полтавской обл. С 2000-го по 2002-й занимал различные должности в прокуратуре

Решетиловского р-на, после чего был назначен на должность старшего прокурора отдела облпрокуратуры. До 2012-го занимал разные должности в прокуратурах Полтавской области. Но в том же году по собственному желанию ушел из рядов обвинителей и занялся адвокатской практикой. Вернулся на службу спустя два года: в 2014-м его назначили на должность зампрокурора Полтавской области. В этом ведомстве он проработал на разных должностях до 2017-го. 12 июля 2017 года назначен на должность директора Харьковского теруправления НАБУ.