"День сурка" в Раде: что происходит с коалицией и есть ли угроза для Кабмина

16 марта 2017, 08:02
Арифметика показывает у БПП и НФ в сумме 222 карточки, но ни расширения коалиции, ни ее распада не ожидают, Кабмину тоже отставка не грозит, считают эксперты

Фото: kmu.gov.ua

Через месяц у Кабмина Владимира Гройсмана заканчивается годовой иммунитет на отставку. А это значит, что заинтересованные в досрочных парламентских выборах политсилы начнут раскачивать ситуацию, чтобы скинуть правительство и развалить коалицию. "Батькивщина" уже зарегистрировала постановление об отставке Кабмина, начав жесткую критику премьера и всех его министров. Но, по словам экспертов, ни отставки правительства, ни даже точечной замены членов Кабмина не предвидится. Ведь сложно не то, что 226 голосов найти, а даже 150 подписей за подачу вотума недоверия правительству. Впрочем, в случае какого-то непредвиденного кризиса, у власти есть пару козырей в рукаве. Переговоры с "радикалами" об их возможном возвращении в коалицию никто не прекращал. Пока в их официальном вхождении в ряды большинства нет необходимости. Но если она таки возникнет, а "радикалы" не будут соглашаться, то, по словам нардепов от БПП, после создания "Нашего края" под куполом РП станет более сговорчивой. Но пока такой необходимости, по словам источников "Сегодня" в БПП и НФ нет, поэтому с появлением группы "Наш край" решили повременить.

Иммунитет на исходе. "Знаете, сейчас у нас день сурка…", – так охарактеризовал сегодняшнюю ситуацию в украинском политикуме один из нардепов от БПП. По его словам, договариваются все и со всеми, причем постоянно, но что-то делать и решать никто не хочет.

Реклама

Когда год назад – 14 апреля – Верховная Рада назначала Кабинет Гройсмана, парламентарии пакетом приняли и программу деятельности его правительства, которая дает годовой иммунитет от отставки. Его сроки подходят к концу, и первой тему отставки Гройсмана еще пару недель назад подняла Юлия Тимошенко, обещая зарегистрировать соответствующее постановление. Но даже если случится чудо и спикер Андрей Парубий согласится вынести документ на рассмотрение зала, сделать это можно только после 14 апреля.

В прошлом году в разгар бюджетной ночи 21 декабря, когда Рада проголосовала календарный план проведения шестой сессии, БПП и НФ пошли на хитрость. Чтобы никто из их оппонентов в парламенте не стал раскачивать ситуацию с отставкой правительства, с середины апреля по середину мая в пленарном режиме Верховная Рада работать не будет.

"Поэтому никаких событий в апреле, имеется в виду голосование по вотуму недоверия правительству Гройсмана, не будет. Во-первых, скажу сразу, я сильно сомневаюсь в самой вероятности вотума недоверия. Для того чтобы подать вотум недоверия (а не то, что сделала "Батькивщина" – они же подают постановление об отмене постановления о назначении Гройсмана), нужно 150 подписей, которых нет", – сказал "Сегодня" политолог Владимир Фесенко.

Реклама

Также, по словам эксперта, не предвидится и каких-либо точечных изменений в Кабмине.

"Я думаю, что это тоже маловероятно по одной простой причине – их нужно осуществлять через голосование в ВР. Показательная ситуация в этом плане с Супрун (и.о. министра здравоохранения Ульяной Супрун – прим. ред.), ее не подают на голосование. Здесь уже будут работать бизнес-интересы с одной стороны, а с другой – тех, кто хочет политического кризиса. Они соединятся, и будут работать на провал кандидатуры Супрун. А самое главное – показать, что правительство неустойчиво. Раз не проголосована кандидатура министра, это косвенно говорит о том, что нет поддержки правительства", – подытожил Фесенко.

Хотя ранее нардепы от БПП говорили "Сегодня", что на Банковой недовольны некоторыми министрами. К примеру, по словам одного из нардепов от БПП, у главы МинАПК Тараса Кутового был конфликт с президентом. Ни для кого не секрет, что сам Владимир Гройсман недоволен своим вице-премьером Геннадием Зубко, что неоднократно выливалось в публичную плоскость. После конфликта главы "Укрзализныци" Войцеха Бальчуна с министром инфраструктуры Владимиром Омеляном, говорили и о возможной отставке последнего.

Реклама

С тем, что весной отставки правительства точно не будет, соглашается и директор политико-правовых программ Центра Разумкова Юрий Якименко. Правда, по его словам, точечные изменения в Кабмине таки возможны. "Мне кажется, что каких-то изменений не будет. То есть, не будет ни расширения коалиции, ни распада. Также я думаю, что не будет и отставки правительства. Потому что, если судить с социально-экономической точки зрения, удается избежать больших потрясений, поэтому сохраняется статус-кво. А если сохраняется статус-кво, сохраняется и правительство. Если сейчас не будет никакого резкого обострения, в принципе правительство может с этим же премьер-министром продолжать работать. Какие-то точечные изменения всегда возможны, но все это не приведет к принципиальным изменениям", – сказал "Сегодня" Юрий Якименко.

"Радикалы" возвращаются? Интересно, что одновременно с призывами Юлии Тимошенко об отставке Кабмина Гройсмана снова появились и слухи о возможном возвращении в коалицию фракции "Радикальной партии". "То, что такие переговоры идут, это очевидно и нормально. Парламент это и есть та площадка, где должны находиться решения путем диалога и компромисса. Чтобы прекратить любые инсинуации, есть ли коалиция или нет, я думаю было бы неплохо, если бы одна из демократических фракций, а возможно и несколько, которые занимают государственную позицию, вошли бы в коалицию", – сказал "Сегодня" нардеп от НФ Александр Кодола. Но, по его словам, НФ в этих переговорах участия не принимает.

В БПП это называют разговорами на неофициальном уровне. "Сказать, что БПП и НФ официально начали переговоры с "Радикальной партией" – это глупости – никаких официальных переговоров нет. Ведутся ли разговоры? Теоретически разговоры ведутся всегда. Слухи о том, что "радикалы" возвращаются в коалицию, начались ровно на второй день после того, как "радикалы" вышли из коалиции. Причем, насколько я помню, они выходили достаточно долго: они сначала выходили, потом где-то документы терялись, потом опять выходили… (лишь 29 марта 2016 года Андрей Парубий официально объявил о выходе "радикалов" из коалиции – Авт.). Я не вижу смысла, зачем Ляшко входить в коалицию. Он проголосовал за бюджет, но при этом он может свободно говорить о том, какой он Робин Гуд, а все остальные плохие", – сказал "Сегодня" нардеп от БПП Вадим Денисенко.

Но нардеп от "Радикальной партии" Игорь Мосийчук в беседе с "Сегодня" заявил, что с ними никто не вел и не ведет переговоров ни о возвращении в коалицию, ни о сотрудничестве. "Между нами, БПП и НФ мировозренческая пропасть. А что касается создания новой коалиции, я думаю, это будет возможно только после выборов", – сказал Мосийчук.

С одной стороны, возвращение "радикалов" в коалицию могло бы обеспечить стабильность правительства. С другой стороны, "радикалы" и так неофициально сотрудничают с властью, голосуют в унисон с двумя крупнейшими фракциями, так почему бы и не оформить эти отношения официально. С другой стороны, все чаще их оппоненты под куполом заявляют, что коалиции нет, мол, простая арифметика показывает, что 141 депутат от БПП и 81 нардеп от НФ в сумме дают 222 карточки. А это аж никак не 226 необходимых для существования коалиции голосов. Спикер Андрей Парубий оправдывается тем, что некоторые внефракционные депутаты, которых в свое время выгнали из "Самопомочи", так и не написали заявления о выходе из коалиции. Поэтому сейчас в рядах большинства чуть больше 226 депутатов. Но правда и том, что Конституция разрешает формирование коалиции лишь из депутатских фракций, а никак не из отдельных внефракционных, поэтому законодательная коллизия на лицо.

Но если коалиции нет, нужно формировать новую, или идти на досрочные парламентские выборы. В то же время, чтобы обеспечить результативные голосования, нужен люфт как минимум в 10-20 голосов, потому что не все депутаты коалиции ходят на заседания: кто болеет, кто в командировках, кто просто не хочет голосовать за те или иные решения. Поэтому БПП и НФ приходится договариваться с другими фракциями и депутатскими группами. Наличие таких договоренностей с фракцией "Радикальной партии" видно невооруженным глазом. Но о возвращении "радикалов" в коалицию, по словам самих "радикалов", речь пока не идет. "Координация и без создания коалиции будет тесной", – сказал "Сегодня" один из нардепов от "Радикальной партии".

"Неофициально они сотрудничают – это тоже не секрет, – говорит "Сегодня" политолог Владимир Фесенко. – Как я понимаю, там абсолютно нормальное отношение к правительству Гройсмана. Но при этом "радикалы" должны демонстрировать свою оппозиционность. Сейчас рейтинги зарабатываются именно на оппозиционности, а не на членстве в коалиции. Вот если "радикалы" увидят, к примеру, что ситуация улучшается, что рейтинги правительства растут, тогда они могут пойти на вступление в коалицию".

Пока, по мнению экспертов, "радикалам" не выгодно возвращение в коалицию еще и потому, что это ударит по их рейтингу. "Тем более, с каждым днем мы все ближе к выборам. И уже в следующем году неофициально начнется предвыборная кампания", – считает Юрий Якименко. Впрочем, у депутатов другая точка зрения. "Год назад Ляшко был готов вернуться в коалицию только за одно кресло спикера (Ляшко официально заявлял, что ему предлагали должность главы ВР – Авт.). А если под куполом завершат формирование депутатской группы "Наш край" (очередного проекта Банковой на базе – Авт.), голоса "радикалов" станут не такими уж и ценными. После этого "радикалы" могут вернуться в коалицию и на наших условиях, если в этом, конечно же, будет необходимость", – сказал "Сегодня" один из нардепов от БПП.