Суд против Тимошенко: три козыря власти и три козыря Леди Ю.

29 июня 2011, 07:12
Тимошенко впервые явилась на заседание в очках и продолжала испытывать терпение судьи

Тимошенко пришла в очках - от линз у нее краснеют глаза. Фото AFP

Шоу в Печерском суде продолжается. Сегодня новая серия. В субботу же организаторы процесса учли один из основных недостатков первого дня работы: в зале суда был установлен второй кондиционер, что облегчило участь находящихся в нем — стало не так душно. Были и другие существенные изменения: так, Юлия Тимошенко впервые на публике надела очки, объяснив это тем, что от контактных линз у нее краснеют глаза, "как у кролика". Так что теперь все основные участники процесса — и экс-премьер, и ее адвокат Сергей Власенко, и судья Родион Киреев — вооружены оптикой.

Группа поддержки лидера БЮТ под стенами суда в субботу заметно поредела (стояло лишь несколько сотен человек). А в самом зале передовой отряд БЮТ, явившись за час до начала заседания, силовыми методами очистил его от противников экс-премьера, заявив, что это наймиты власти (некоторые действительно признавались, что пришли в суд за деньги).

Реклама

В остальном все шло по сценарию пятницы. Тимошенко снова отказалась вставать, когда вошел судья, и демонстративно игнорировала все его требования это сделать. "Когда у нас в стране будет суд, я буду обращаться стоя, — патетически объяснила она. — Когда у суда будет честь, я буду говорить суду "Ваша честь". А пока идет заказная операция со стороны Администрации президента".

"А она не может стоять", — пошутил по этому поводу один из журналистов, видимо, вспомнив героя "Кавказской пленницы", который не мог сидеть. Но пошутил тихо — сторонники экс-премьера были настроены агрессивно. В отсутствие Инны Богословской (она ушла после начала заседания) вся их агрессивность была направлена на судью — его называли и "тупым", и "идиотом". А Тимошенко, видимо, считая, что судью уже довели до нужной кондиции, заявила, что ей хотят изменить меру пресечения с подписки о невыезде на заключение в СИЗО. Но Киреев еще держится — он не только не отправил Тимошенко за решетку, но даже свои обещания вывести нарушителей из зала пока не выполнил ни разу.

СВЕРНУТАЯ ДЕМОКРАТИЯ. Тем временем зарубежная пресса поместила первые отклики на процесс. В основном они прогнозируемы: к примеру, немецкие Suddeutsche Zeitung и Frankfurter Allgemeine пишут, что суд является новым этапом сворачивания демократии в Украине. Причем первая заявляет, что "проблемы с органами правосудия возникают только у политических противников Януковича". И лишь британская The Guardian старается оставаться нейтральной, упоминая о 360 уголовных дел против представителей нынешней власти.

Реклама

ТЕХНОЛОГИИ ВЛАСТИ

1. ОТВЕТ НА ГАЗОВЫЙ ВОПРОС. Главной пиар-целью суда, с точки зрения властей, является не осуждение Юлии Тимошенко как таковое, а необходимость дать массам ответ на вопрос "Почему повысились цены на газ, отопление и горячую воду". По этому вопросу электорат разделен на три основных части: 30% убеждены, что виновата Тимошенко с ее газовым кон- трактом, 30% убеждены, что во всем виновата нынешняя власть, и еще 40% — это как раз объект агитации обеих сторон в ситуации с судом. При этом власть находится в более выигрышном положении: во-первых, ее аргументы в отношении непосредственно контракта практически неоспоримы (он объективно для нас невыгоден), во-вторых, 40% колеблющихся — это политически неактивная часть общества, которая не смотрит трансляцию суда и информацию получает из выпусков новостей по ТВ, где все перипетии процесса неизбежно сводятся к одной главной мысли: в подорожавших платежках виноват договор Тимошенко—Путина. Ценность суда для власти также в том, что он усиливает негативное восприятие экс-премьера у западноукраинского электората — одновременно с судом озвучивается версия о том, что Тимошенко сдала интересы страны ради решения личных вопросов (долги ЕЭСУ), и сдала не кому-нибудь, а России. В итоге решение суда, даже не добавив особо очков власти в глазах "буферного" электората, увеличит антирейтинг Тимошенко, закрепив у всех "неюлиных" избирателей мысль "за кого угодно, но не за Тимошенко".

2. ЧАС РАСПЛАТЫ НАСТАЛ. Второй результат, которого ожидает власть от суда, — увеличение своей поддержки в областях Востока и Юга страны. Для базового электората Партии Регионов Виктор Ющенко, Юлия Тимошенко и Юрий Луценко до сих пор являются символами их унижения в 2004-м, и суд над любым из этих персонажей для него — не просто нормальное, но и ожидаемое событие. Господствующим мнением в этих областях является даже не сам суд, а желание обвинительного приговора с последую- щей "посадкой" — недаром по Донецку в пятницу и субботу гуляла СМСка: "В Киеве Юля в суде u1087 под дулом автомата — в Донецке воздух наполнен медовым ароматом". "Медовый аромат" рас- правы с одним из главных врагов способен временно примирить часть избирателей Востока и Юга с невыполнением властью многих ее экономических и гуманитарных обещаний. Правда, эффект этот не будет долговечен и в 2012-м потребует новой подпитки вроде принятия закона о языках и увеличения зарплат и пенсий.

Реклама

3. ПОТЕРЯННЫЙ ОБРАЗ ЖЕРТВЫ. Хотя первое впечатление от трансляции суда показалось выигрышным для Тимошенко, в конечном итоге именно трансляция может оттолкнуть от нее ту часть политически активной публики, которая могла бы ее поддержать. Уже первые два дня трансляции показали неадекватность поведения Тимошенко и ее сторонников: она, пользуясь безнаказанностью (власть из политических соображений не может упрятать экс-премьера в СИЗО), ведет себя вызывающе — игнорирует процессуальные нормы и издевательски комментирует высказывания судьи, а ее сторонники сопровождают заседания выкриками, которые у думающих людей (а именно они смотрят трансляцию) могут вызвать лишь скепсис (например, судье кричат, что он идиот). В итоге Тимошенко теряет главное — образ жертвы, который только и способен вызвать симпатию.

ТЕХНОЛОГИ ТИМОШЕНКО

1. ОБЛИЧЕНИЕ ВЛАСТИ И СУДЬИ. Самой важной составляющей тактики Юлии Тимошенко является превращение уголовного процесса в политический — недаром политологи в этой связи вспоминают суд над Димитровым в Германии 1933 года, который превратил свой процесс в суд над национал- социализмом. Постоянные обвинения в адрес власти дополняются обвинениями в адрес олигархов (и конкретно главы "РосУкрЭнерго" Дмитрия Фирташа), и в сумме это должно дать альтернативный ответ на вопрос: "Кто виноват в ухудшении жизни народа". Частью плана обвинения власти является целенаправленная дискредитация судьи Родиона Киреева и судебной системы в целом. До масс доводится тезис: власть с помощью подконтрольной судебной системы устраивает судилище над главным защитником народа. При этом отмечается, что Киреев — судья молодой и неопытный, который ранее никогда не вел сколько-нибудь значимых дел (в его активе — лишь дела по мелким хищениям и хулиганстве). Однако здесь Тимошенко и ее соратникам нужно быть осторожным: первые дни процесса показали, что они явно переигрывают. Ведь из-за постоянных и, мягко говоря, не очень корректных нападок на Родиона Киреева, этот скромный молодой человек интеллигентного вида (чем-то похожий на Гарри Поттера), может вызвать у публики даже некоторое сочувствие, а Тимошенко — раздражение.

2. ОНА — В БЕЛОМ. Тимошенко и ее адвокаты пытаются донести два тезиса: с одной стороны, газовый контракт 2009-го является замечательным (он дал цену в $232 за тысячу кубов в 2009-м), с другой — Тимошенко вынуждена была его подписать, так как подписание другого замечательного контракта сорвал Ющенко. Вторая линия соответствует действительности, но противоречит первой: ведь если признать, что договор Тимошенко—Путина подписан под давлением обстоятельств, то нужно признать и главное обвинение — что этот договор невыгоден Украине. Но Тимошенко всегда заявляла, что ее договор — победа Украины. В итоге линия оправдания — очень слабая, так как опровергает- ся сразу двумя аргументами: во-первых, договор не может быть замечательным — ведь благодаря нему даже с учетом харьковской скидки цены на газ зашкаливают, во-вторых, если договор замечательный, то в чем виноваты Ющенко и Фирташ?

3. ДОТЯНУТЬ ДО ОСЕНИ. С первого же дня Тимошенко и ее защита выбрали тактику затягивания процесса. Основана она на убеждении, что процесс специально устроили летом, чтобы провести его, пока основная масса народа — на огородах, дачах и курортах; отсюда цель экс- премьера — дотянуть до осени, когда все вернутся и вольются в ряды митингующих (что может дать новый Майдан). Однако эта тактика, скорее всего, ошибочна: не учтен фактор усталости, когда процесс, идущий несколько месяцев, просто надоедает людям и, как следствие, исчезает с первых полос. Потому к моменту приговора — все равно, в августе или сентябре, — суд может оказаться мало кому интересным; а если приговор будет условным или с отсрочкой исполнения (а, скорее всего, так оно и будет), то и он не поднимет массы

СКОРО — ВТОРОЙ СУД

25 июня закончился определенный судом срок ознакомления Юлии Тимошенко с материалами объединенного дела по "киотским деньгам" и медавтомобилям. Как рассказал "Сегодня" защитник Тимошенко нардеп Сергей Власенко, в субботу Ю. В. вместе с ним под вечер прибыла в ГПУ, чтобы подпиcать протокол об ознакомлении и подать ряд ходатайств. А также обсудить вопрос, когда защита сможет ознакомиться с 193-томным делом. Однако следователя уже не было на месте. Дальнейшее развитие событий Власенко видит таким образом. Первый вариант: следователь сегодня, не обращая внимание на то, что новые защитники с делом не знакомы, отдает обвинительное заключение надзирающему прокурору для утверждения. Это, по мнению Власенко, абсолютно незаконно, но он не удивится, если так будет. На это отводится до 5 дней, так что максимум до 3 июля дело уйдет в суд (наказание — до 10 лет заключения). Второй: защитники все же допускаются к ознакомлению с материалами. Тогда суд по делу начнется через какое-то время.