Сторонники Луценко лезли на подоконник, а водитель Приступлюк пришел с крестом на среднем пальце

24 мая 2011, 08:09
Защита экс-министра растерялась, а политологи говорят, что жесткий приговор может ударить по нашему имиджу.

Луценко оставили под стражей. Фото "Сегодня"

В понедельник в Печерском суде Киева стартовал процесс по делу экс-главы МВД Юрия Луценко. Причем он с ходу принял самый неблагоприятный для Юрия поворот — его оставили под стражей. Это решение повергло в шок всех его соратников. И его жена, и адвокаты, судя по их комментариям, таки питали надежды, что бывшего министра выпустят на свободу после его продолжительной голодовки.

ВИДЕО: Луценко: "Такая мразь каждый день рассказывала, что я ем колбасу и масло"

Реклама

Напомним, экс-министру инкриминируют превышение служебных полномочий. Якобы он незаконно выделил квартиру своему водителю Леониду Приступлюку и во время кризиса устроил непозволительно масштабное празднование Дня милиции. Ему грозит до 12 лет тюрьмы.

Сам Юрий Витальевич выглядел изрядно похудевшим, отпустил небольшую, пока что еле заметную бороду, а ремень теперь застегивает на последнюю дырку. Его разбудили ни свет ни заря в 4.30 и после медобследования под конвоем привезли в суд. Кроме его жены, сына и нескольких нардепов в суд пришел и тот самый водитель Приступлюк. Но с бывшим шефом он не общался. На среднем пальце правой руки у Приступлюка — татуировка в виде креста. По одной из трактовок это означает, что ее носитель — жизнерадостный человек.

Реклама

Рука Леонида Приступлюка. На среднем пальце – татуировка. Фото И. Серов

ВИДЕО: Луценко в суде передавал своим записки и подружился с конвоирами

Юрий Витальевич несколько минут пошептался с женой, а потом, улучив момент, когда конвоир отвлекся, передал одной из своих помощниц листок бумаги. Милиционер пожурил его за это, но Луценко хлопнул его через решетку по плечу, и на этом спор был исчерпан. В это время стоявшие под окнами суда сторонники Юрия Витальевича взобрались на подоконник и стали оттуда ему махать руками.

Реклама

Депутат Владимир Арьев пришел в суд в футболке "Свободу Луценко!". Сразу за его спиной сторонники экс-главы МВД пытаются пробраться в окно. Фото И. Серов

НЕ ОТПУСТИЛИ. Луценко потребовал отвода судье, смены меры пресечения на подписку о невыезде и рассмотрения дела судом присяжных. Все эти ходатайства суд отмел. Супруга Луценко разрыдалась перед судьей Вовком и предложила ему такой вариант: Юрия Витальевича можно выпустить из СИЗО, а вместо него, как гарантия того, что он никуда не уедет, в тюрьму сядет она. Сам же Луценко заявил, что он прекращает голодовку, так как уже понятно, какой беспредел творится в судебной системе. "Сегодняшним заседанием суда я доказал, что у нас нет справедливого суда, но дальше мне нужно мое здоровье, чтобы это сломать", — сказал он.

Под конец заседания в суд приехала и сама Тимошенко. Она поцеловалась с Луценко и сказала, что поехала обдумывать вместе с дипломатами его ситуацию. После суда экс-главу МВД повезли на медобследование, а уже через несколько часов он оказался в СИЗО.

ЧТО ДАЛЬШЕ. Есть разные мнения на счет перспектив уголовного дела против Луценко. Наши источники в Генпрокуратуре говорят, что Луценко могут впаять по максимуму — 12 лет. Но некоторые адвокаты полагают, что фемида может проявить жалость и ограничиться условным сроком. Впрочем, по вчерашнему поведению судьи Вовк не очень-то было заметно, что сей Вовк может испытывать к Луценко жалость.

Да и в рядах защитников бывшего министра царит растерянность.

Там рассчитывали, что суд изменит Луценко меру пресечения с ареста "на подписку", учитывая все ранее проведенные акции (голодовка самого сидельца, предложение Яценюка внести залог на сумму предъявленных обвинений и так далее). Но чудо не произошло. "Тот факт, что суд оставил Луценко под арестом, говорит, что у нас в стране есть только видимость правосудия, а справедливого суда нет, — считает адвокат экс-министра Игорь Фомин. — Мы больше не будем стучаться в закрытые двери наших судов. В данное время мы готовим обращение в Европейский суд о том, что в данном случае было нарушено право на справедливый суд".

ПОЛИТИКА. Политологи разошлись во мнениях, нанесет ли возможный жесткий приговор Луценко моральный урон власти. "Для широких масс он пройдет почти незамеченным, — считает Вадим Карасев. — Просто дело Луценко воспринимается обществом не как политическое, а как месть нынешней власти тому представителю прошлой власти, от которой она пострадала".

"Максимальный приговор на имидже власти скажется очень негативно, — считает Владимир Фесенко. — Для власти было бы оптимально свести все к условному приговору, но пока у меня складывается ощущение, что власть настроена иначе. Жестокий приговор, пусть и не приведет к волнениям, но бензина в тление всеобщего недовольства подольет".

ТАК ГОВОРИЛ ЛУЦЕНКО

О деле

— Я не соглашаюсь с позицией прокуратуры. Я готов назвать номера томов уголовного дела, в которых есть показания свидетелей, готовых рассказать, что с них требовались сведения, нужные прокуратуре. Есть показания трех-четырех лиц, которые заявляют, что якобы я приказал им совершить преступление. Но ни одного доказательства этому в уголовном деле нет!

О Тимошенко

— Во время одного из допросов сотрудники прокуратуры предложили заявить, что идея празднования Дня милиции принадлежит Тимошенко. Мой ответ был ожидаемым и нецензурным.

О больнице

— Эта больница (столичная БСМП. — Авт.) очень некомфортная, даже хуже, чем тюремная. Чтобы пойти умыться или в туалет — должен попроситься. В "коробочку" меня заводят четыре товарища. В кустах под окнами стоит "бус" с "Беркутом". Думают, что я якобы перегрызу охрану, а потом и решетку.

О мрази

— Такая мразь, как эти (он указал в сторону прокуроров. — Авт.), каждый день рассказывали, что я ем колбасу и масло... Похудел бы ты (опять обращаясь к прокурору. — Авт.) на 20 кило, то тебе было бы, конечно, легче, потому что у тебя мозгов меньше.

"СУД ДОЛЖЕН БЫЛ ОДНОЗНАЧНО ВЫПУСКАТЬ ЛУЦЕНКО"

"Суд однозначно должен был выпустить Юрия Луценко на подписку о невыезде, — считает его соратник по "Народной Самообороне", нардеп-нунсовец Владимир Арьев. — И дело даже не в том, что Юрий Витальевич голодал — голодовка была жестом отчаяния человека, который не может добиться справедливости. Дело в том, что согласно всем законам, принятым Верховной Радой, не было ни одного основания задерживать Луценко. И уж тем более не было основания продлевать ему содержание в СИЗО. Сегодня вообще не дали никакого объяснения — почему Юрий Витальевич должен оставаться за решеткой, просто было объявлено, что нет оснований для изменения меры пресечения. Думаю, что в будущем судье Вовку придется нести ответственность за такие решения".

"ГОЛОДОВКА — ЭТО НЕ ПУТЕВКА НА СВОБОДУ"

"Во все времена и во всех странах мира арестанты объявляли голодовку, — говорит правозащитник Эдуард Багиров. — Цель этой акции известна — оказать морально-психологическое давление на администрацию мест лишения свободы, следствие или суд. Например, добиться улучшения условий содержания. Но даже обычные заключенные понимают, что голодовка — это не путевка на свободу. Ведь если бы суд выпустил Юрия Луценко "на подписку" только потому, что он голодает, все зоны страны тут же бы объявили голодовку! Когда есть прецедент, этим стараются тут же воспользоваться. Кстати, по моим данным, выбирая меру пресечения, следствие рассматривало в том числе и информацию о вероятности побега экс-министра. А в такой ситуации арест — единственный выход".