СИЗО для Тимошенко. Десять лет спустя

14 февраля 2011, 06:02
Первый арест сделал из Юли легенду, поэтому сейчас сажать ее не хотят – просто бизнес попугают

2001. Рождение звезды: пошла в тюрьму бизнесменом, вышла оппозиционером. Фото: УНИАН

Десять лет назад Юлия Тимошенко родилась как политический лидер. Хотя до этого она уже три года была в политике и даже периодически заигрывала с оппозицией, для профессиональных политиков она оставалась бизнесменом, из-за проблем с властью оказавшемся в их круге. "С момента ареста 13 февраля 2001 года началось формирование Тимошенко как революционера, — говорит политолог Владимир Фесенко. — Это арест сделал ее настоящей оппозиционеркой".

2001. 10 лет назад ходила шутка, что ГПУ просто дала Тимошенко возможность накануне Дня влюбленных встретиться с мужем, который к тому времени уже полгода сидел в Лукьяновском СИЗО. Но если серьезно, в то время как оппозиция сразу стала говорить об аресте, как о политических репрессиях, адвокат Тимошенко Виктор Швец заявил: "Юлии Владимировне предъявлены обвинения, касающиеся того периода ее деятельности, когда она была президентом компании ЕЭСУ. Обвинения не подпадают под признаки политических". Иначе говоря, первой линией защиты Тимошенко выбрала отказ от политики ради попытки договориться с Леонидом Кучмой. И лишь позже поняла, что политическое прикрытие является более надежным, чем новая сделка с властью. Обвинения, предъявленные ей, были действительно далеки от политики: взятка Павлу Лазаренко в размере $80 млн, контрабанда газа, уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах, нанесение убытков государству в размере около 50 млн гривен.

Реклама

Однако при наличии серьезной доказательной базы дело до суда не довели — 27 марта 2001 года она вышла из тюрьмы в статусе "Жанны д‘Арк украинской оппозиции" (в околовластных кругах потом говорили, что Тимошенко суд выпустил за взятку, но это также не доказали). "В окружении Кучмы были люди, которые страстно мечтали ее посадить, — говорит Фесенко. — Однако сам Кучма всего лишь хотел ее попугать". "Режим, несмотря на множество мифов, был вегетарианским, он просто не имел опыта посадок крупных фигур. Они не просчитали последствий и сделали ее героиней", — объясняет политолог Михаил Погребинский. С этой оценкой согласен и давний соратник Юлии Тимошенко Андрей Шкиль: "Это была месть. Обычно говорят, что месть — блюдо, которое подают холодным, но когда в голове ничего нет, то подают и горячим. Кучма ведь в 1999-м ставил Тимошенко вице-премьером в расчете на то, что она перекроет дыхание неугодным олигархам, а она стала перекрывать его им всем, в том числе олигархам из окружения Кучмы. И целью последних было — унизить и отомстить".

2011. Сегодняшние уголовные дела против Тимошенко объясняют так же. "Дело в эмоциональной составляющей: она не признала результатов выборов и оскорбляла президента, — считает Погребинский. — Но на арест власть не пойдет. Главное — Тимошенко защищает Запад. Там, конечно, знают ей цену, но поддерживают как единственную силу, способную сопротивляться режиму. Поэтому все закончится условным сроком". Правда, Шкиль сомневается: "Не уверен, что у власти логика возьмет верх над эмоциями". Но в правящем лагере утверждают, что об аресте Тимошенко речи быть не может.

Реклама

2011. Посешение Генпрокуратуры стало традицией. Фото: А. Яремчук

"Первое, что сказал мне Янукович: Юлю не посадят в тюрьму, — рассказал на днях известный американский политик-лоббист Брюс Джексон, встретившийся с президентом. — Так чего же вы добиваетесь, вызывая ее в прокуратуру? Мне в ответ сказали, что не знают". Впрочем, наш источник в правительстве объяснил: "Главная задача дел против нее — дать понять бизнесу, что с Юлей связываться не стоит". Наконец, еще один момент — после 2001 года против Юлии Тимошенко неоднократно возбуждались и другие уголовные дела, но до ареста уже не доводили. Зато за счет постоянного муссирования этой темы официальной пропагандой в массах народа сформировалось настороженное отношение к фигуре Юлии Владимировны (мол, сомнительная фигура, "подельница Лазаренко" и т. д.). Вплоть до начала 2005 года ее рейтинг был относительно низким. И лишь после того как Ющенко сделал ее премьер-министром, она смогла изменить ситуацию и ворваться в первый эшелон украинской политики.

ВЛАСТЬ ЗАНЯЛАСЬ "ОХМУРЕНИЕМ ЗАПАДА"

Реклама

В последние недели власть наконец озаботилась нейтрализацией негативного эффекта, вызванного на Западе арестами и уголовными делами против ведущих оппозиционеров, а также той их интерпретацией, которую им дали внешнеполитические советники Юлии Тимошенко. Как мы уже писали, еще в конце января Банковая выработала свою линию объяснения ситуации: в Украине впервые началась реальная борьба с коррупцией, и коррупционеры нанимают на Западе лоббистов, которые очерняют политику украинской власти. На днях эта линия была озвучена Виктором Януковичем в интервью, которое он дал Би-Би-Си.

Активной разъяснительной работой занялся и глава МИД Константин Грищенко, который выступил с рядом статей в зарубежных СМИ. В частности в Moscow News он назвав ее революционеркой и добавил: "Не поручайте революционерам строить демократию". А вчера делегация во главе с Грищенко отбыла в США — официально для заседания комиссии по стратегическому партнерству, которую со стороны Штатов возглавляет Хиллари Клинтон. Тем временем в Киеве побывал известный американский политик-лоббист Брюс Джексон. Он высказал мнение о необходимости поддержки нынешней власти, так как стратегия Тимошенко, по его мнению, направлена на то, чтобы уничтожить не только Януковича, но и Украину.

Источник в украинских дипкругах не исключил, что все эти усилия могут дать эффект и накат Запада на Украину несколько ослабнет. "Но полностью не прекратится. Запад просто не хочет, чтоб в Украине он был вынужден иметь дело с одним человеком, который все решает, как в Беларуси. Ему нужна внутренняя сила, которая будет подтачивать власть, и на которую он, в случае чего, сможет опереться", — сказал источник.