Что происходит в украинско-польских отношениях

11 декабря 2017, 02:24
В Польше исторические претензии к украинцам стали частью внутриполитической игры

Фото: atn.ua

В следующую среду польский президент Анджей Дуда будет с визитом в Украинe. А конкретнее – в Харькове. Там он вместе с президентом Украины почтит память жертв НКВД, в том числе – польских солдат. Историческая память объединяет, но она же стала камнем преткновения в отношениях между странами.

Взаимные обвинения, требования покаяния, усугубленные шовинистическими акциями радикалов и вандализмом. В Польше исторические претензии к украинцам стали частью внутриполитической игры. С ними на днях выступил новый премьер Моравецкий. Сегодня ему вторит еще один политический функционер

Реклама

От маршей в день независимости Польши уже много лет подряд нервно вздрагивают в Киеве.

А от факельных шествий по центру Киева в день рождения Степана Бандеры плохо становится в Варшаве.

Пока в Польше правила либеральная Гражданская платформа, диалог на исторические темы был возможен. Как только к власти пришли консерваторы из Права и Справедливости, Украина сразу стала заложницей общей для двух стран и при этом весьма болезненной истории.

Реклама

И дело даже не в том, как далеко зашли политики, выясняя, чья историческая боль больнее, а правда правдивее. А в том, что в современной Польше историческое прошлое определяет политическое настоящее правящей партии. Ее лидеры избирателя не гречкой прикармливали, а предложили для обсуждения вопросы национальной памяти. Гражданам понравилось 

Тонко уловил настроения граждан серый кардинал польской политики Ярослав Качинский. Право и справедливость- его детище. Президент Дуда – его выдвиженец. Качинскому – 68. У него никогда не было семьи. Гибель его брата-близнеца президента Польши Леха Качинского в авиакатастрофе под Смоленском, а через три года и смерть матери пошатнули его здоровье, но видимо укрепили в мысли кардинально изменить конституцию и реформировать государственное устройство Польши.

Поговаривают, что президент Дуда под дудку Качинского плясать больше не хочет и всячески пытается избавиться от слишком радикального патрона. Но пока политику Польши определяет все равно Ярослав Качинский. Назначенный два дня назад новый премьер это лишний раз подтвердил. Он слово в слово повторил программные заявления правящей партии. И о геноциде поляков на Волыни, и об украинцах -беженцах. Отбиваясь от квоты Евросоюза по мусульманским беженцам, Варшава хитрит, называя беженцами трудовых мигрантов из Украины.

Реклама

Политиков поддерживает церковь. Особенно один ксьондз. Тадеуш Исакович-Залесский – священник армянского костела в Кракове и по совместительству деятель объединения профсоюзов "Солидрность". Он организовывал пикеты под украинским посольством, призывал ввести санкции против Украины и объявить Порошенко персоной нон-грата .

Этот политико-религиозный тандем умело манипулирует историческими вопросами еще и потому что, большинство поляков историю своего народа учат не только в школе.

Это называется – самоидентификация нации. Когда этот процесс совпадает по времени у двух соседей, конфликт не избежен. В случае с Украиной и Польшей выяснения отношений заиграли новыми красками.

Пока Польша зализывала раны после коммунистической плановой экономики, из страны на заработки в Великобританию, Германию и Францию уехало больше миллиона поляков. На работу в Польшу потянулись украинцы. Сейчас, вместе с сезонными мигрантами, цифра соотечественников в Польше около миллиона.

После войны стереотип украинца второго сорта дополнися образом украинца-убийцы. Польские праворадикалы, вспоминая Волынскую трагедию, только на нем и настаивают. Украинцы тут же полякам припоминают расстрельные акции и уничтоженные храмы на Холмщине, операцию Висла и насильственное ополячивание населения входивших в Речь Посполитую украинских земель.

Когда в Польше разгромили в очередной раз украинские памятники, программный директор польского фонда Международной солидарности Изабелла Груслинская вместе с единомышленниками высказали протест в открытом письме. В нем- властям, которые закрывают глаза на подобные бесчинства, напомнили как раз об уроках истории.

Формула, когда-то предложенная немецкими епископами: просим прощения и прощаем, пока работает плохо. Гораздо лучше обстоят деле в сфере взаимовыгодного сотрудничества.

Сто двадцать миллионов евро вложил польский инвестор в завод в Житомирской области.

Сегодня на польском предприятии работает тысяча сто украинцев. Средняя зарплата – 8 тысяч 650 гривен. На аналогичном заводе в Польше- она выше в разы. Понятно, что в Украине из украинской глины и стоимость, и прибыль меньше.

Новых заводов в Украине польская компания пока открывать не собирается. Но увеличивать мощности уже работающего планируют. 

Отметим, что накануне президент Европейского Совета Дональд Туск заявлял, что нет безопасной Польши в случае конфликта с Украиной.

Напомним, новый премьер Польши сделал заявление по Украине. Матеуш Моравецкий в первый же день утверждения в должности главы кабинета министров Польши заявил, что отношения с Украиной необходимо строить на исторической правде.