Рада приняла бюджет и Налоговый кодекс: реакция депутатов

25 декабря 2015, 18:16
Депутаты в целом рады, что НК и бюджет приняли до Нового года, но к процедуре принятия и отдельным пунктам документов есть претензии

Депутаты вчера засиделись в парламенте до поздней ночи. Фото: архив

Заседание Верховной Рады, на котором был принят бюджет на 2016 годдлилось до поздней ночи. Перед этим с третьей попытки депутатам удалось проголосовать за поправки к Налоговому кодексу Украины.

Корреспондент "Сегодня.ua" расспросила нардепов, довольны ли они результатами и ходом голосования за два ключевых документа страны.

Реклама

Александр Кирш, депутат фракции "Народный фронт", член Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики:

"Полностью довольным принятыми Налоговым кодексом и бюджетом быть нельзя, но сам факт принятия очень позитивен. Хотя Налоговый кодекс мог быть лучше, в целом в нем гораздо больше хорошего, чем плохого: явные улучшения в амдинистрировании НДС, возмещении, улучшения в администрировании прибыли (налоги будут уплачиваться по фактическим показателям, а не по прошлогодним, как было раньше), резко уменьшается става ЕСВ, облегчается администрирование (единая ставка), единая ставка с НДФЛ, резко уменьшается газовая рента, уходит импортный сбор. По ряду налогов остается как и было, верхний порог уменьшается до 5 млн с 20 млн, но сверх 5 млн единоналожников и раньше было очень мало. В целом изменения хорошие. Насколько я понял, по акцизам и сельскому хозяйству все же договорились с лоббистами этих отраслей. Ну и, в конце концов, могло быть гораздо хуже.

Реклама

На первый взгляд, подводных камней в этих документах нет. Но дело в том, что Налоговый кодекс – документ на около 200 страниц, бюджет – еще больше. Тем не менее, все равно нужно было принимать, хотя по законодательству, изменения в НК должны приниматься не позже 30 июня, а бюджетные – не позже 15 сентября. Поэтому все было принято с большим опозданием.

Сама процедура принятия традиционная для страны.... С другой стороны, если бы не приняли ночью, то по пятницам народ традиционно в Раду не ходит, 30-го и 31-го – тем более, поэтому, безусловно, стоило сидеть вчера до ночи, иначе не было бы транша.

К бюджету у меня отношение чисто условное. Когда берется курс 24,1 – всем понятно, что бюджет условный, это просто бумага. Мол, американцы хотели бюджет – нате вам бюджет, и давайте побыстрее транш.

Реклама

С Налоговым кодексом депутаты в целом ознакомились. Бюджет, конечно, принимали на ходу. Ну и в прошлом году он тоже принимался на ходу. Поскольку документ условный, и курс заложен явно нереальный, то условному бюджету – условное принятие, это нормально".

Алексей Гончаренко, депутат фракции БПП, секретарь Комитета по вопросам госстроительства, региональной политики и местного самоуправления:

"Что бы поменял перенос голосования на пятницу или вторник? На самом деле, бюджет все нардепы видели давно, и все, кто хотел с ним ознакомиться, ознакомились.

Эта пленарная неделя последняя в этом году – то есть, мы исполнили закон. То, что нас в определенной мере подставило правительство, подав бюджет поздно и подав его сырым, и фактически впервые депутатам пришлось самим дописывать бюджет, – это факт, но что поделаешь. Мы соблюли собственный график работы, и это правильно.

Даже если бы мы три месяца рассматривали бюджет, это не могло бы исключить того, что потом всплыли бы каике-то подводные камни. Значит, будем это исправлять. Бюджет будет опубликован, и к нему будет иметь доступ любой человек, любой журналист. Если будут обнаружены какие-то неожиданности, мы в любой момент внесем в него изменения. Это же не значит, что если мы приняли бюджет, то не имеем права к нему прикасаться больше.

Я доволен тем, что парламент продемонстрировал дееспособность и смог принять бюджет. Мы отстояли права местного самоуправления – то, что меня волнует, как секретаря профильного комитета. Потому что в первоначальном варианте, который подало правительство, фактически была свернута та бюджетная децентрализация, которой мы так добивались и гордились в этом году. Поэтому да, я доволен".

Михаил Кобцев, депутат фракции "БПП", член Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики:

"В Налоговом кодексе приняты полумеры. По моему мнению, принятый бюджет – это бюджет проедания. А принятый Налоговый кодекс – это такая временная подстройка. На самом деле, мы Налоговый кодекс принимали под бюджет, а надо наоборот бюджет принимать на основе Налогового кодекса и поступлений, которые планируются.

Что касается спешки и истерии при принятии НК и бюджета, по-моему, этот психоз нагнетается специально. Это просто недопустимо – принимать такие серьезные документы в таком цейтноте. Все должно быть планово, вовремя. Все должно работать как хороший немецкий автомобиль, а мы сейчас какой-то штурмовщиной Советского Союза занимаемся. Это пора заканчивать.

Физически не было времени ознакомиться с бюджетом. Каждый посмотрел плюс-минус на свою область, одним глазом прикинул, и решили – ладно, если нет, как-то решим этот вопрос в течение года.

Что касается подводных камней по Налоговому кодексу, есть достаточно спорная норма относительно двух счетов по возмещению ПДВ – не знаю, как она будет работать, посмотрим, – плюс спорная норма по аграриям.

В целом же, то, что оба документа приняли приняли – хорошо. По процедуре – плохо. По выполнению – так себе. Я не рукоплещу этому процессу, но это лучше, чем ничего. Так что поставим твердую "тройку" и тому, и другому процессу".

Алена Бабак, депутат фракции "Самопомощь", член Комитета по вопросам градостроительства и ЖКХ:

"По-моему, голосование объединения "Самопомощь" говорит о том, насколько мы чем довольны (фракция не поддержала оба документа – авт.). Если в начале дня мы еще готовы были поддерживать Налоговый кодекс как механизм сбалансирования данного бюджета, чтобы он как минимум не ухудшал положение, то когда мы поняли после обсуждения бюджета, что на работодателей перекладывается содержание армии… В этом году, если человек уходит в армию, за ним сохраняется рабочее место и выплачивается заработная плата, и эту зарплату компенсировал госбюджет. Но с Нового года остается требование оставлять за человеком рабочее место, а платить ему зарплату теперь должен сам работодатель без компенсации из госбюджета. Как можно перекладывать функции государства на работодателя! Мы платим военный сбор, так еще должны платить зарплату людям по долгам государства! Это полный абсурд.

Потом мы увидели, что появляется норма, когда Нефтегаз должен оплачивать газ от европейских поставщиков и гарантии должно давать госдуарство, в том время как все остальные поставщики газа на рынке это делают сами, покупая гарантии в банковских учреждениях – а мы видите ли Нефтегазу создаем привилегированные условия! Мы никогда не разрушим монополию Нефтегаза, если будем постоянно давать ему особые условия.

Более того, сегодня не все тарифы доведены до 100-процентного возмещения затрат. И получается, что государство устанавливает тарифы на 100%-м уровне, но должно давать дотацию предприятиям водоснабжения, теплоснабжения. В этом бюджете эта дотация была – она называлась субвенция на погашение задолженности по разнице в тарифах. С Нового года при том же тарифе, который не возмещает 100% затрат, этой дотации нет. Это означает, что предприятия тепло- и водоснабжения не смогут полноценно рассчитываться за газ и электроэнергию, и им будут насчитываться штрафы. А за эти штрафы мы, как плательщики налогов, потом должны будем платить! Получается, что государство делает вид, что тарифы у нас уже полностью экономически обоснованны, и не надо никаких дотаций, но штрафы мы в итоге сами заплатим.

Для нас это были абсолютно системные проблемные вещи, которые можно было урегулировать. Можно было 2 млрд забрать с субсидий и бросить на разницу в тарифах, можно было 500 млн дать работодателям на компенсацию заработных плат, можно было убрать положение о привилегированном состоянии Нефтегаза – этого ничего не сделали. Это элементарные маленькие уступки, которые бы как минимум не ухудшили состояние экономики. А выходит, что правительству до этого дела нет. Мы готовы были дальше обсуждать и в понедельник принимать бюджет. Естественно, мы его не приняли с такими ухудшающими позициями.

Мы не считаем, что эта ситуация была неразрешима, ее можно было решить в рамках существующих ассигнований по бюджету. Мы готовы были это обсуждать. Но нет – нас гнали, как стадо: нет, бежим, нет, сегодня, потому что завтра все депутаты разъедутся по отпускам".

Юрий Бойко, глава фракции "Оппозиционный блок":

"В течение 2015 года мы слышали оптимистические заявления представителей правительства относительно улучшения ситуации в экономике, о перевыполнении бюджета. Мы надеялись, что часть этих "побед" войдет в проект бюджета на 2016 год. Но мы получили бюджет, который приведет к существенному ухудшению жизни людей.

Учитывая то, что за два предыдущих года при инфляции в 80% индексация была проведена на уровне 12%, и на 12% закладывается в этом году, мы считаем, что у десяти миллионов пенсионеров существенно ухудшатся условия жизни. Уменьшилось также финансирование отраслей здравоохранения и образования. Учитывая эти факторы, наша фракция считает, что проект бюджета на 2016 год не соответствует интересам общества, и поэтому мы его не поддерживаем".

Народный депутат Украины Николай Томенко после принятия Радой бюджета заявил, что принял решение выйти из фракции "Блока Петра Порошенко" и из состава парламентской коалиции.

"Понятно, что за такой бюджет и антисоциальные законопроекты, которыми приостановлено действие абсолютного большинства социальных и гуманитарных программ, зафиксированных в 37 законах, я не голосовал. При таких обстоятельствах я принял решение выйти из фракции БПП и, соответственно, из состава проправительственной коалиции", – сказал Томенко журналистам в парламенте в пятницу.

Реакция в соцсетях

Многие народные депутаты высказали свое отношение к принятым поздней ночью Налоговому кодексу и бюджету на 2016 год на своих страничках в соцсетях.

Так, Мустафа Найем (БПП) высмеял статью расходов на проведение Всеукраинского фестиваля патриотической песни "Будь вільним!" (на который выделили 1 млн долларов):


А вот его коллега по фракции Сергей Лещенко обрадовался тому, что в бюджете на следующий год заложены достойные суммы на финансирование новосозданных антикоррупционных органов:


Свое мнение по поводу изменения в Налоговый кодекс и принятия бюджета на 2016 год выразил и лидер Радикальной партии Олег Ляшко:


Этот поступок Ляшко осудил член политсовета ВО "Батькивщина" Андрей Павловский, чья фракция не голосовала за оба документа:


Более того, Павловский назвал принятый бюджет-2016 "антисоциальным бюджетом обнищания":


В целом же большинство депутатов недовольны спешкой при принятии Налогового Кодекса и бюджета-2016, но радуются тому, что закрыли оба вопроса до 31 декабря. Украина выполнила условия МВФ и входит в Новый год с перспективой получения очередного транша от международных кредиторов, что поддержит экономику страны. Теперь до следующей сессии уже в новом, 2016 году депутаты со спокойной душой могут отдохнуть на курортах и поддержать экономику стран заморских.