Что дает Украине статус непостоянного члена Совбеза ООН

16 октября 2015, 08:15
Наша страна сможет созывать Совбез и формировать повестку дня

Украина стала непостоянным членом Совбеза ООН. Фото AFP

Украина впервые за десятки лет получила статус непостоянного члена Совбеза ООН. На заседании Генассамблеи за нас проголосовало 177 государств-участниц из 193-х, 14 — воздержались, а один бюллетень признали недействительны. 

Напомним, ни у украинских властей, ни у экспертов сомнений в том, что за Украину проголосуют, не было.

Реклама

Статус непостоянного члена Совбеза ООН дает Украине право председательствовать в Совбезе, созывать его заседания и формировать повестку дня обсуждений. Это позволит поднимать актуальные для нас темы, привлекая внимание мира. А вот вопрос о лишении РФ права вето в Совбезе даже не вынесли на обсуждение заседания Генассамблеи.

Получение Украиной статуса непостоянного члена анонсировал Петр Порошенко еще в сентябре после выступления на саммите Генассамблеи. В первый и последний раз непостоянным членом мы были 15 лет назад. То есть этот статус на 2016—17 годы для нас станет вторым. В состав непостоянных членов выдвигаются государства от региональных групп, и нас выдвинула региональная группа Восточной Европы. Наша судьба решалась путем тайного голосования. Оно стратовало в 17:00 по киевскому времени, а уже в 18:30 председатель объявил результаты. Вместе с Украиной непостоянными членами Совбеза стали еще четыре государства: Египет и Сенегал (от региональной группы африканских стран), Уругвай (от латиноамериканских стран) и Япония (от азиатско-тихоокеанской группы). Ранее в списке претендентов фигурировал и Бангладеш, но в последний момент он снял свою кандидатуру в пользу Японии.

Новоизбранные непостоянные члены Совбеза с 1 января на два года сменят партнеров по региону, чей двухлетний срок подойдет к концу: Чад и Нигерию, Литву, Чили и Иорданию.

Реклама

По уставу ООН, статус непостоянного члена дает стране право председательствовать в Совбезе, созывать заседания и формировать повестку дня обсуждений. "Сегодня, в условиях продолжающейся агрессии на востоке Украины и с учетом аннексии Крыма Россией, у нас реально будут возможности более сконцентрированно привлекать внимание международной общественности и государств-членов ООН к этим проблемам и искать пути их решения. Будет такой важный институт, как председательствование: в течение двухлетнего периода мы сможем один или два раза возглавить Совбез, а в полномочия председателя входит достаточно широкий круг вопросов", — сказал нам президент Украинской ассоциации внешней политики Владимир Хандогий. А политолог Вадим Карасев называет статус непостоянного члена показателем престижа для Украины.

Но Хандогий предупреждает, что преувеличивать это событие и формировать у общества завышенные ожидания не стоит. Ведь в Совбезе главную роль играют 5 постоянных членов: Китай, Франция, РФ, Великобритания и США.

Они же имеют право вето на принятие решений. Именно так постпред РФ в ООН Игорь Чуркин заблокировал создание международного трибунала по крушению малайзийского MH17. С полномочиями этих стран Украина, даже имея статус непостоянного члена, ничего поделать не сможет. Так, в 2013-м Саудовская Аравия отказалась от статуса временного члена Совбеза — из-за, по ее мнению, двойных стандартов в попытках разрешения сирийского кризиса и палестино-израильского конфликта. "Сирийскому режиму позволяется использовать против своих сограждан химоружие на глазах у всего мира без санкций. А палестинский вопрос уже 60 лет остается без решения", — шла речь в заявлении МИДа Саудовской Аравии.

Реклама

Тогда же, в 2013-м, еще до военной агрессии РФ против Украины, Саудовская Аравия жестко поставила вопрос реформирования "элитного международного клуба". Вновь об этом заговорили в 2015-м, когда своим правом вето начал злоупотреблять Чуркин. В одном из интервью Порошенко говорил о консолидированной позиции 100 стран-членов ООН по ограничению права вето постоянных членов Совбеза. Но, по словам нашего постпреда в ООН Юрия Сергеева, чтобы забрать у РФ это право, нужно менять устав ООН. А эксперты добавляют: чтобы внести изменения в устав, нужно "добро" от Совбеза ООН, где у РФ, опять же, есть право вето. Получается замкнутый круг. Но даже если РФ и проголосует против себя, изменения в устав должны ратифицировать 2/3 национальных парламентов стран-участниц.